касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
ежедневно 10:00-19:00
Обратная связь

Ростовская школьница стала призёром Всероссийского конкурса театральных рецензий

Ежегодно Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге проводит Всероссийский конкурс театральных рецензий для старшеклассников «Пишу о театре». Подробную информацию вы можете найти по ссылке http://www.rgisi.ru/konkursyi-festivali/2016/12/28/pishu-o-teatre/

В этом году свою работу на конкурс отправила ростовчанка Софья Бахтеева, ученица 10-го класса школы №65, и вошла в число призёров этого творческого соревнования. Софья получила Диплом III степени и была отмечена студенческим жюри «за раскрытие глубины чемодана».

Источником вдохновения для школьницы стал спектакль главного режиссёра театра Михаила Заеца «Господин Ибрагим…» по роману Э.-Э.Шмитта. Ближайший показ этого спектакля состоится 31 мая на малой сцене. А пока предлагаем вам познакомиться с рецензией Софьи Бахтеевой и напоминаем, что нашему театру всегда интересно узнать мнение зрителей о спектаклях.


Бахтеева Софья

10 класс, школа №65, Ростов-на-Дону

Рецензия на спектакль «Господин Ибрагим и цветы Корана» (Ростовский Академический Молодежный Театр)

В 2013 году в Ростовском Академическом Молодежном театре состоялась премьера спектакля Михаила Заеца «Господин Ибрагим и цветы Корана». История об отношениях разных религий и людей, о простых радостях и вселенской мудрости, о любви и счастье сразу зацепила ростовчан своей правдивостью и искренностью и стала постоянной частью репертуара.

Жанр сентиментальной комедии предполагает, что мы о чем-то грустим. Чаще всего о прошлом, которое не вернуть. Но режиссер спектакля, Михаил Заец, уверен, что даже страшные истории можно рассказывать с улыбкой.

“В одиннадцать лет я разбил свои свинью и отправился к проституткам…” – именно с этих слов улыбающегося Моисея (Евгений Овчинников) начинается спектакль. Начинается история Момо, который сам нам ее и рассказывает. Мальчишка из еврейского квартала Парижа, брошенный матерью, живущий с отцом, который обращает на сына не больше внимания чем на приблудного пса. Одинокий, никому не нужный, он пытается искать счастье на Райской улице с девушками легкого поведения. Все переворачивается с ног на голову, когда Моисей знакомится с арабом Ибрагимом, который вовсе не араб, хозяином бакалейной лавки, в которого превратился заслуженный артист России Николай Ханжаров.

События разворачиваются вокруг главной и единственной декорации – раскрытого чемодана, одна из половин которого – стеллажи бакалейной лавки, а другая – полки книжного шкафа в доме мальчика.

Но почему чемодан? Мне кажется, что именно чемодан с его, на первый взгляд, одинаковыми, но такими отличающимися друг от друга сторонами, становится символом единства двух разных религий, двух разных людей, двух разных историй, которые в конце концов соединяются в одну. Ведь в этом спектакле одной из главных целей режиссера и актеров является сделать зрителей, пришедших в театр, свидетелями истории, истории жизни одного молодого человека и одного пожилого человека, и подумать вместе, что же такое человеческая судьба, потому что именно благодаря судьбе господин Ибрагим и Момо искренне полюбили друг друга.

Как-то вечером Моисей и мсье Ибрагим решают отправиться на прогулку в богемный и сверкающий центр Парижа. Для вечернего променада в самом сердце Франции художникам-декораторам вовсе не пришлось строить на сцене Эйфелеву башню. Чтобы перенестись с периферийной улочки в центр, нашим актерам достаточно развернуть обычное полотно с изображением карты города. И вот мы с ними прогуливаемся по Елисейским полям, наслаждаемся прохладой около Сены, слушаем музыку на Монмартре, которую на доли секунды заглушает стремительно пролетающий самолет. Наши герои, подняв головы вверх, смиренно провожают его глазами и легко, будто вспоминая о чем-то, машут ему вслед. Именно этот емкий прием на протяжении всего спектакля используют режиссер и звукорежиссер для передачи эмоциональных потрясений Момо после первой близости с женщиной, после первой прогулки в центре Парижа, после встречи с матерью.

Кажется, Моисей нашел то, что так долго искал. Теперь, каждый вечер, когда отец ложится спать, брошенный сын сбегает из темной и холодной квартиры, в теплую и светлую бакалейную лавку господина Ибрагима, который учит его улыбаться и дает понять, что именно улыбка делает нас счастливыми.

Благодаря вмешательству мсье Ибрагима для Момо в мире взрослых возникла трещина: он перестал быть сплошной стеной, о которую мальчик разбивал себе лоб, сквозь образовавшуюся щель ему была протянута рука.

Трепещущие чувства Моисея к господину Ибрагиму смогли точно передать не только актеры, большую роль в этом сыграл художник по свету Александр Литвинов. Так, в той части раскрытого чемодана, где расположена бакалейная лавка, висит, на первый взгляд, совсем обычный плафон. Но в этом плафоне будто горит волшебный огонек, от которого исходит теплый, добрый свет. А в квартире Моисея стоит одинокая, излучающая холодный свет, лампа для чтения, около которой каждый вечер отец Момо читает скучные пособия для адвокатов. Свет светит одинаково, но так по-разному; у отца он освещает только книги, оставляя души, чувства и сердца в темноте. А у господина Ибрагима свет улыбается, он искренний, добрый и настоящий, такой, от которого не хочется уходить.

Думаю, стоит уделить внимание маме Моисея (Валерии Исквориной). Ей, а также Александру Семикопенко (отцу Момо) режиссер доверил исполнение по схеме “три в одном”. Валерия Искворина – первая из проституток Моисея, далее она перевоплощается в Бриджит Бордо, а после – в мать героя, стремящуюся вернуть расположение сына. Александр Семикопенко вначале – отец главного героя, затем – полицейский, извещающий мальчика о смерти папы, и, наконец, менеджер в автосалоне.

Лаконичные костюмы героев создала художница Дарья Мозгунова. На плечи девушки выпала нелегкая задача показать трех различных персонажей в одних и тех же костюмах (Бриджит Бордо, мать, проститутка), с которой она блестяще справилась.

Вернемся к нашим героям. После смерти отца Ибрагим усыновляет Момо, и вот они уже мчатся навстречу морю и родине господина Ибрагима на новой машине, которую заменяют два стула на середине сцены. Момо весело крутит воображаемый руль и подпевает папе.

Декорации на сцене минимальны, но благодаря прекрасной работе звукорежиссера и актеров, во время одной из остановок, наши герои попадают в мусульманский монастырь текке, где играет красивая мелодия, и люди, по словам Моисея, танцуют очень странный танец. Папа и сын снимают обувь, осторожно перешагивают воображаемый порог монастыря и начинают босиком кружиться по всей сцене. Так Моисей узнает о суфизме и, танцуя, освобождает свое сердце от ненависти.

Участниками событий становятся и некоторые из зрителей. Так, во время очередной остановки, господин Ибрагим просто выходит посидеть между рядами. Сев рядом со мной, он с задумчивой улыбкой предлагает сыграть в нарды, и я, едва сдерживая восторг, два раза бросаю кости. В этот момент меня захлестнули непередаваемые эмоции, и я снова почувствовала, что каждый зритель в зале является неотъемлемой частью этой необычной истории.

И вот темный зал, темная сцена, которую озаряет теплый, улыбающийся огонек из плафона бакалейной лавочки господина Ибрагима. На сцене появляется Моисей, одетый в белый мусульманский кафтан и высокую красную шапочку. Он сдвигает две стороны большого чемодана и запирает его на замок. Теперь он стал таким же, как господин Ибрагим, он стал арабом Голубой улицы, что в бакалейном деле значит:” открыто с восьми утра до полуночи и даже по воскресеньям.” Гаснет свет, играет турецкая музыка, под которую четыре наших героя в мусульманских кафтанах и красных шапках кружатся по сцене, как когда-то в текке Ибрагим учил кружиться Момо.

А зрители тем временем, пытаясь что-то сделать с то и дело наворачивающимися слезами и сдавленным дыханием, взрываются аплодисментами.

Спектакль был настолько эмоционально наполнен, что даже сейчас, когда я вспоминаю его, по телу бегают мурашки. Наполненная вопросами о религии, любви и счастье, эта история учит нас тому, что абсолютно не важно, какой ты национальности, вероисповедания, успешный адвокат ты или обычный бакалейщик, главное это искренне улыбаться людям, любить и уметь прощать. История о том, как мало нужно человеку для счастья, история обретения любви, история о том, какие разные чувства можно испытывать, говоря одно и то же слово «папа» двум разным людям.

Заслуга актеров в том, что они смогли очень осторожно прикоснуться к чувствам, эмоциям и переживаниям своих героев. И глубокую мысль передали так, что зритель смог ее прочувствовать и пропустить через себя.



Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66