касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
ежедневно 10:00 — 19:00
Обратная связь

Искусство дарить надежду

Когда-то давно, когда у главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова спросили, каково главное предназначение театра, он ответил: «Будить в людях совесть». Перефразируя этот ответ, можно сказать, что назначение современного театра, театра начала XXI века в том, чтобы нести людям надежду. Именно так считает Игорь Черкашин, режиссер-постановщик спектакля «Очень простая история», премьера которого состоялась в марте в Ростовском областном академическом молодежном театре.

Успех, сопровождавший премьерные показы спектакля, является лучшим подтверждением тому, что это не просто красивые слова, а жизненное кредо режиссера. А еще – желание говорить об увиденном на сцене, причем говорить только хорошее. Наверное, эти составляющие и являются лучшим подтверждением того, что задуманное действительно удалось.

Неслучаен и выбор пьесы. Ее автор – киевлянка Мария Ладо, выпускница ВГИКа, языком простых и четких образов говорит о вечном. О том, как легко за повседневными проблемами и заботами утратить истинные ориентиры. О том, что жизнь любого человека уникальна и неповторима и каждый сам волен выбирать, как именно ее прожить. О том, что хорошее с общепринятой точки зрения не всегда хорошо на самом деле.

Что же касается сюжета пьесы, то он, как можно судить из самого ее названия, действительно очень прост. Когда-то давно, в юности, двое мужчин – в пьесе они фигурируют как Хозяин и Сосед – любили одну и ту же женщину – как водится, один взаимно, а другой нет.

И хотя с той поры прошло уже немало времени, и женщины этой давно нет в живых, давняя обида, чувство собственной ущемленности не дает покоя Хозяину – человеку работящему, крепко стоящему на ногах, имеющему дом, семью, хозяйство. Он так и не смог простить своего Соседа – удачливого соперника в прошлом, а ныне – неработающего пьяницу, ворующего у него самогон из хлева. Поэтому известие о любви своей единственной дочери Даши и сыне Соседа Алешки Хозяин воспринимает как личное оскорбление, как еще один удар по собственному самолюбию. И выход из создавшегося положения он видит только один – запретить, помешать, разлучить. Не останавливает его и беременность собственной дочери. Действительно, ведь это такая малость, которую легко можно устранить с помощью медицинского вмешательства. Главное – не породниться с заклятым врагом, и на пути к этой цели все средства хороши. Сосед же, напротив, считает, что мешать молодым людям строить свое собственное счастье не нужно и ждет-не дождется появления маленькой внучки. Но Хозяин неумолим и, казалось бы, ничто не может помешать исполнению его жестоких планов. Но…

Тут-то и вступают в действие персонажи второго плана, хотя по идее автора пьесы никакие они не второстепенные. В хлеву у Хозяина, где, собственно, и разворачивается все действие «Очень простой истории», живут звери, которые являются невольными участниками разворачивающейся драмы. А когда люди покидают сцену, животные начинают обсуждать увиденное между собой. Не все из происходящего доступно их пониманию, люди употребляют много непонятных слов, а о мотивации их поступков и просто нечего говорить, но одно безусловно – должно произойти нечто страшное, чему нужно помешать во что бы то ни стало. И в финале пьесы им это удается. Истинные чувства, истинная любовь – а персонажи-животные, безусловно, любят персонажей-людей, – побеждают все невзгоды. Но победа эта достается немалой ценой. Эта мысль проходит в постановке лейтмотивом: все взаимосвязано, за все приходится платить, и «…когда кто-то умирает, то кто-то рождается…».

Но текст – это текст, а его воплощение на сцене – совсем другое дело. Хорошей и умной пьесы для удачной премьеры мало. Требуется кропотливая, продуманная работа режиссера и актеров. За последние несколько лет «Очень простая история» ставилась в театрах России и ближнего зарубежья порядка сорока раз. Среди них были более и менее удачные, но, на мой взгляд, творческому коллективу Ростовского Областного Академического Молодежного Театра во главе с режиссером И.Черкашиным удалось воплотить задуманное автором практически «на все сто». Благодаря блистательной игре актеров РОАМТ животные здесь – не просто говорящие зверушки, а умные, тонко чувствующие, умеющие самозабвенно любить и сострадать индивидуумы. В образ каждого персонажа актеры смогли привнести что-то свое, и в результате каждый образ буквально завораживает зрителя. Так, пес Крепыш в исполнении Сергея Волобуева – это воплощение преданности Хозяину, но преданности отнюдь не бездумной. Петух Петя (актеры Сергей Беланов и заслуженный артист России Владимир Воробьев) – немного трусоватый и хамоватый фанфарон, тем не менее способный на сопереживание и жалость. Корова Зорька (актрисы Елена Волобуева и Светлана Садикова) – запуганное и медлительное, на первый взгляд, существо, истинная сущность которой – настоящая Мать, способная на все ради своего теленка. Лошадь Сестричка (ее играют заслуженная артистка России Маргарита Лобанова и Ольга Щелокова) – старая, никому не нужная кляча, которая буквально преображается и вновь обретает свое давно забытое имя в сцене самопожертвования. Особо хочется поговорить о центральном среди животных персонаже – свинье Дуне. Благодаря потрясающей игре Ольги Калашниковой и Эльвиры Цыганок, образы в исполнении которых, безусловно, разнятся, перед зрителем предстает по-детски трогательная наивность и безоглядная влюбленность в Хозяина в первом действии и поистине ангельская мудрость и проницательность во втором.

Не отстают от животных и люди. Актерам удалось передать всю сложность и неоднозначность этой группы персонажей, которая, безусловно, находится в куда более сложном положении, чем животные – ведь рамок и условностей, присущих социуму, никто отменить не в силах. Хозяин в исполнении заслуженного артиста России Николая Ханжарова (во втором составе его играет Виталий Филипповых) – человек жесткий, приземленный, где-то деспот и вместе с тем – зачастую слабый и уязвимый. Чтобы передать подобную двойственность, нужен поистине недюжинный талант, который и проявился на сцене в полной мере. Конечно, нельзя особо не отметить потрясающую игру Юрия Филатова, известного всем театралам по постановке «Гамлет», в роли Соседа – человека, который ценой своей жизни спасает жизнь еще неродившегося ребенка. Актер, который более всего запомнился зрителям в роли нервического и рефлексирующего датского принца, на этот раз предстает перед зрителями в образе некоего современного святого, именно он является в пьесе неким посредником между миром людей и миром животных, той ключевой фигурой, которая способна предотвратить трагедию. Во втором составе Соседа играет Анатолий Матешов и играет тоже очень неплохо, хотя это уже совершенно другой Сосед. Вообще, отличительной чертой этой премьеры РОАМТ является то, что все занятые в постановке актеры играют очень слаженно, четко, как говорится, «на едином дыхании». И им действительно веришь, сострадаешь, воспринимаешь их персонажей как реально существующих людей.

Это отмечает и И.Черкашин.

– Никаких сложностей в работе над спектаклем не было, – говорит Игорь Анатольевич, – потому что труппа Ростовского Молодежного Театра – действительно высокопрофессиональный коллектив. Наоборот, это мне рядом с такими людьми приходилось постоянно держать высокую планку.

Но по части собственной высокой планки режиссер беспокоится совершенно напрасно. Профессионализма ему не занимать. Руководить постановкой «Очень простой истории» Игоря Анатольевича Черкашина пригласили из города Стерлитамак (Республика Башкортостан), где он работает художественным руководителем Русского драматического театра. До приезда в Башкортостан служил актером, а затем режиссером-постановщиком в театре «Свободное пространство» в г. Орел. Создал спектакли: «Иван Седьмой», «Любовь», «Андрокл и Лев», «Хапун», «Женитьба», «Эти свободные бабочки». В 2002году спектакль «Любовь» отмечен дипломом на III театральном фестивале-конкурсе «Золотой Конек». г. Тюмень, в 2003 году Игорю Анатольевичу за постановку спектакля «Хапун» на Республиканском фестивале «Театральная весна-2003» вручен диплом «За лучшую режиссерскую работу».

Автору материала удалось побывать на одной из последних перед премьерным показом репетиций «Очень простой истории». Нужно видеть собственными глазами, с какой любовью, с каким энтузиазмом и самоотдачей работает Игорь Анатольевич с актерами.

– Я совсем не боюсь, что наша постановка будет похожа на спектакли других театров, – признался Игорь Анатольевич перед премьерой. – В моей работе я более всего ценю и люблю театр как способ познания мира. А насколько удачен или неудачен результат этого поиска – судить зрителям.

« Очень простая история » – шестая премьера Ростовского областного академического театра в текущем 76-м театральном сезоне. До этого осенью и зимой было выпущено пять премьерных спектаклей: «Брачное агенство», «Аленький цветочек», «Бред вдвоем», «По-щучьему велению, по-моему хотению» и музыкальное ревю «Капля абсента».

Несмотря на временные трудности – в прошлом году Владимир Чигишев, проработавший здесь двадцать лет в должности художественного руководителя, перешел в Казанский театр – коллектив РОАМТ продолжает стабильно и эффективно работать на радость зрителям города и области.

– В принципе, мы действительно успешно справляемся, – считает директор театра, заслуженный работник культуры России Александр Компанийцев. – Тем более, что трудности это временные. Уже объявлен конкурс на должность главного режиссера, и, думаю, в ближайшее время в театре появится новая творческая личность. Пока же мы работаем с приглашенными режиссерами, и, как видите, работаем вполне эффективно. В этой связи хочется сказать отдельное «спасибо» Трансмашхолдингу, Новочеркасскому электровозостроительному заводу – нашим генеральным спонсорам, без которых театр просто не смог бы существовать. А вообще РОАМТ в данный момент можно назвать своеобразной театральной «визитной карточкой» города и области.

Действительно, у Ростовского областного академического молодежного театра уникальное прошлое. Здесь работали такие выдающиеся режиссеры, как А. Хайкин, Ю.Еремин, В. Гвоздков, здесь начинали свой творческий путь многие актеры, ставшие впоследствии знаменитостями – А.Самохина, А.и И.Ливановы.

Не менее достойно выглядит и настоящее театра. За последние 12 лет спектакли театра видела публика Германии, Дании, Италии, Латвии, Мексики, Молдовы, Польши, Турции, Узбекистана, Украины, Франции, Японии.В этом году актеров театра с музыкальным ревю «Капля абсента» пригласили в Японию, на Окинавский театральный фестиваль. Культовыми для ростовских театралов стали такие постановки как «Гамлет», «Чайка», «Вкус меда», входящие в репертуар театра и по сей день . Ростовчане давно не мыслят свой театр без ставшего уже традиционным старейшего в России международного фестиваля для детей и молодежи «МИНИФЕСТ», который проводится в театре с 1989 года. За это время его участниками стали более восьмидесяти театров из тридцати стран мира.

Если же говорить о будущем, то судя по успехам каждой новой премьеры, у творческого коллектива РОАМТ есть все основания для оптимизма.

В свою очередь, хочется пожелать театру и его сотрудникам несмолкаемых аплодисментов, всегда полных залов и зрительской признательности на много-много театральных сезонов вперед!

Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66