касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
пн-пт 11:00-19:00
Обратная связь

"Месяц как целая жизнь"

Месяц как целая жизнь

«Месяц в деревне» И.С.Тургенева. Режиссер Олег Куликов, художник Алексей Паненков. Ростовский молодежный театр 

Тургенев назвал свою пьесу комедией, дав внизу текста пояснение, что вернее было бы именовать ее повестью в драматической форме. Режиссер спектакля обошелся без точного жанрового определения, остановившись на «сценах из дачной жизни». Между тем они вбирают и комедию, и драму.

IMG_4700.JPG

Сцена распахнута в глубину и передает атмосферу размеренной, неспешной дачной жизни. Где-то близко сад, а на виду – лишь голые ветки деревьев, наверное, предвестье скорых холодов (окажется, не только буквальных). Всё дышит покоем, от всего – ощущение умиротворенности. От фортепианной игры (Шопен так уместен здесь) возникнут и затихнут строки «Элегии» Массне. От кресла-качалки, поблескивающего самовара, от запаха стеариновых свечей, от обилия зеленых яблок, рассыпанных по авансцене. Искусительный плод...

Искушение врывается в жизнь Натальи Петровны Ислаевой, приняв облик учителя, который занимается с ее сыном Колей, и нежданная страсть оказывается для нее сущим бедствием. Так и играет Инна Хотеенкова – это ее дебют на ростовской сцене. Дебют удачный. Ее Наталья Петровна очень хороша, притягательна, изящна и в речи, и в манерах и знает цену своим женским чарам. И ей самой тягостно осознавать происходящие с ней неприятные метаморфозы: раздражительность по пустякам, вспышки гнева, постыдная зависть. Она использует свое положение хозяйки другим во вред. Между тем предмет ее страсти, студент Беляев – аморфное существо, ни то ни се.

Не хотелось бы думать, что артисту Александру Соловьеву нечего предъявить, кроме своей молодости. По всей видимости, это режиссерское решение, и тогда Наталья Петровна жестоко заблуждается на счет учителя, что, вероятно, делает ее положение еще более драматичным.
Существенные коррективы вносит в роль Ракитина Юрий Филатов. По пьесе они с Ислаевой ровесники (он всего на год старше). Значит, шли по жизни параллельно. Здесь же человек средних лет, понурый и потускневший, уставший от безнадеги. Любовь его к жене друга – давняя, заскорузлая, хоть и не угасающая, но робко тлеющая. Кажется, он на взаимность никогда и не рассчитывал, а нынче – тем более.

Отлаженная жизнь в дворянской усадьбе, где в определенное время рюмочку гостю поднесут, сядут за стол с белой скатертью, выслушают ожидаемые смешные случаи от доктора, вдруг покажется пресной рядом с простыми, но такими взахлеб веселыми играми учителя, Коли, Верочки. Отчего такой счастливой беготней сопровождается запуск обычного воздушного змея? Отчего с таким восторгом рассказывается о Беляеве, который полез за белкой на высокое дерево? Отчего им хорошо вместе, а Наталья Петровна остается за пределами их радостного круга? Ее же окружение по большей части комично, но веселит оно публику в зале, а не хозяйку усадьбы: надоедливая Анна Семеновна (Маргарита Лобанова); желчная, важная, как классная дама в закрытом учебном заведении, Лизавета Богдановна (Светлана Лысенкова); потешный гувернер Шааф, ленивый и сонный (Дмитрий Зуев) и неуклюжий, напомаженный, как коверный, сосед Большинцов (Бари Салимов, тоже дебютант в Молодежном).

Воспитанница Верочка (Ксения Соколова) перед тем, как покинуть дом «старшей сестры» (эта роль Наталье Петровне явно не удалась), преподнесет ей сюрприз – заговорит жестко, без обиняков. Между ними заискрит, но превращение восторженной девочки во взрослую женщину требует актерского опыта, и он приобретается на наших глазах.

Сквозь всю историю провидится Чехов, что замечено было всеми театральными людьми, которые когда-либо соприкоснулись с пьесой Тургенева. Все несчастливы, к финалу – разор и отъезд. Жизнь утекла, как песок сквозь пальцы.

Знакомый первокурсник на мой вопрос о спектакле ответил предельно лаконично, в принятой нынче стилистике: «У всех у них – облом». Вспомним, как резюмировал одну из своих забавных историй всегда предельно оживленный и в меру циничный доктор Шпигельский (Сергей Беланов): «Везде судьба-с ... и во всем судьба-с». Может, и вправду?
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66