касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
пн-пт 11:00-19:00
Обратная связь

Игра в классиков

Урок литература в ростовских школах проводят в театр Эксперимент. В молодежном театра, раньше он назывался театром юного зрителя, школяров знакомят с мировой классикой. Как сказал заслуженный артист России, а с недавних пор еще и начальник отдела творческих инноваций Ростовского молодежного театра, Николай Ханжаров, "школьная программа - это настоящий клад, но не всякий ученик может до него добраться самостоятельно". Задумка Ханжарова родилась, можно сказать, "от противного". Противным ему было все: исковерканный язык тинейджеров, хруст поп-корна в кино, неумение слушать. "У меня есть младший сын, которому 15 лет и который читает великие произведения русской литературы в сокращенном варианте. В Интернете. Как папа я понимаю, что у него не всегда хватает времени и желания, чтобы читать что-то помимо школьной программы. Я вижу, что это поколение читать не любит и не умеет. Да, пришел Интернет, гаджеты и 3D. Но просто физически ощущаю, как наши дети недополучают в жизни того, что дает нам хорошая литература. Может, я могу помочь им в этом?" На первый такой урок мы пришли вместе с учениками седьмых-восьмых классов ростовской гимназии №12. Фойе театра в этот день непривычно оживлено. В нем толпятся школьники, обрадованные сменой обстановки. Не нужно сидеть за партой и слушать учительницу. В малом зале - полный аншлаг. Ханжаров выходит на сцену с книгой в руках. Он отлично держит зал. Хотя на самом деле актер волнуется: на премьеру должны были прийти ученики четвертых классов, а в зале - семиклассники. Артист вызывает двух добровольцев и сообща с публикой они расшифровывают слова из текста, которые могли бы показаться непонятными - "церемониться" (из зала понеслось: "Выделываться"), "пастилки", "георгиевский кавалер". Артист пытается достучаться до школяров: - Произведения, которые могут сделать вас богаче, вы просто пропускаете. Каждая прочитанная книга - это история, пережитая вами. Потому что вы являетесь свидетелями этого произошедшего, а если история талантливо написана, становитесь на одну жизненную историю богаче. Это здорово - каждый день открывать для себя что-то новое. Новые истории, новые люди. Вы засмеетесь и разделите радость вместе с ними. Значит, и у вас в жизни радости будет больше. Чтения начались с рассказа Паустовского "Корзина с еловыми шишками". Из декораций - портреты писателя и героя его рассказа композитора Грига. Встреча в летнем лесу с восьмилетней девочкой, которой композитор обещает подарок спустя десять лет... Затихли шуточки и шушуканье, замерли смартфоны. Заслушались: живой человеческий голос, изумительный язык, глубокие чувства... Второй этюд в контраст Паустовскому - рассказ Михаила Зощенко "Лека". Репетиций практически не было. Отрепетированная вещь, по мнению автора идеи, - это уже почти спектакль, а не художественная читка. "Мы просто должны донести текст. Главное, быть честным", - считает Ханжаров. Его коллеги тоже увлеклись идеей и готовы выйти с ним на сцену. "Проект - счастливая возможность перечитать рассказы, которые читал в далеком детстве. Они пробуждают ощущение прекрасной жизни, в которой не все так плохо", - говорят актеры театра. Школы также откликнулись на предложение об уроках в театре. - Прекрасное начало! - уверена замдиректора гимназии Людмила Малкина. - Новые впечатления - это то, чего дети лишены сегодня. Я думаю, такой урок литературы запомнится на всю жизнь. Читки позволяют ребятам включаться в разговор, обсуждать, мыслить, чувствовать. Еще это момент воспитания, бережного отношения друг к другу. Дети должны уметь публично разговаривать друг с другом. Как сказала директор ростовской "молодежки" Карина Сердюченко, художественные чтения - это дополнительная возможность воспитать потребность человека ходить в театр, воспитать хорошую привычку. Ведь если детям понравится здесь - атмосфера, аура, исполнение, они обязательно вернутся сюда снова. - Очень хороший рассказ. Музыкант такой добрый, и неожиданный конец истории. Наша учительница музыки читала нам это произведение, но только отрывки, - говорит ученица седьмого "В" Алина Потокина. - С радостью пойду в театр еще. Что будет сыграно дальше? Пока тайна. Но все последующие читки - из школьной программы. Причем школы могут сами заказывать произведения. Принцип выбора репертуара очень прост. В театре будут представлять произведения, которые заведомо дети не прочтут самостоятельно. У "Денискиных рассказов", к примеру, больше шансов быть прочитанными школьниками от корки до корки. А рассказ Паустовского не очень простое произведение, и многие, если даже начнут его читать, отвлекутся на компьютерные игрушки. "А сейчас я знаю, что сто моих зрителей знают рассказ Паустовского "Корзина с еловыми шишками", - говорит Николай Ханжаров. - Я счастлив этому". Я тоже стала первым другом Ханжарова. Скорее всего, "Корзину с еловыми шишками" я читала в далеком детстве, хотя тогда еще Паустовский не входил в школьную программу. Но сегодня я вновь услышала этот рассказ. И стала богаче на одну жизненную историю необыкновенных людей. Автор - Лариса Ионова
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66