Версия для слабовидящих
касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
ежедневно 10:00-19:00
Ћбратная связь

Урок выживания

    Такого спектакля не было давно. Зрительный зал плакал. Женщины и мужчины. От 15 до 75. После аплодисментов долгое молчание. «Может быть, кто-нибудь что-то скажет?» — нарушил тишину режиссёр Михаил Заец. Никто.

    Это был закрытый показ премьерного спектакля «Уроки выживания», посвящённого 70-летию Победы. В рабочем варианте программки молодёжного театра пометка — «12+». Но я бы увеличила ограничения по возрасту до 15 (до этого спектакля всё-таки нужно дорасти). Постановка и сценография Михаила Заеца. Хореография Людмилы Чигишевой. Продолжительность спектакля всего 45 минут. Организаторы пояснили: рассчитывали на молодёжную аудиторию (стандартный академический час).

    Начинается действо с того, что из фойе в зал заходит офицер (Александр Волженский) с автоматом Калашникова. Садится на стол в центре сцены и начинает рассказывать о том, как выжить, если в ваш город неожиданно нагрянула война.

    Подобные истории выживания ходят в интернете давно, но из уст офицера они звучат страшно. Ты вдруг думаешь о том, как собрать свой тревожный чемоданчик и сможешь ли в критической ситуации остаться человеком?

    Вот отрывок из речи главного героя:

    «Существует миф, что в наше время можно следить за войной в прямом эфире. На самом деле там, где идёт по-настоящему кровавая бойня, телевидения никогда нет. Телевидение появляется в последний момент. Чтобы заснять с безопасного расстояния, как что-то где-то горит. И показать массовые захоронения.

    Шансов выжить в большом городе очень мало. Уже в первый день боевых действий, скорее всего, не будет ни электричества, ни воды, ни газа, ни сети мобильных телефонов, ни интернета. В общем, ничего, что сделало бы нашу жизнь лёгкой и удобной...

    Понятия «частная собственность» во время войны не существует. Это означает: если в ваш дом входят военные дяди с оружием и говорят, что здесь будет пулемётный расчёт, вы говорите: «Окей, располагайтесь!» И поскорее сваливайте оттуда. Цена жизни во время войны очень дешёвая: спорить или долго разговаривать с вами не станут.

    Теперь хорошая новость: частной собственности нет ни у кого. Если у человека есть машина, а у вас есть оружие, то это не его машина. Кстати, деньги во время войны значения не имеют. Лучше всего раздобыть несколько видов оружия, к примеру, автомат. (Учит разбирать автомат и пользоваться им, — прим. авт.).

    Одевайтесь как можно проще. Лучше всего выглядеть как бомж с белой тряпкой на спине. Намотайте наволочку или простынь. Это будет означать, что вы мирный чел. Не надо напяливать камуфляж и корчить из себя Рэмбо — вы насладитесь этим моментом очень недолго. Снимут либо одни, либо другие.

    Что с собой брать из продуктов питания? Очень хорошо раздобыть несколько десятков батончиков с орехами. 5-6 батончиков в день — это дневная норма калорий здорового крепкого мужика. Естественно, запас воды, зажигалка, нож, несколько пар носков, тёплые вещи, лишняя пара обуви. И не стоит всё это пихать в одну сумку. Лучше иметь две сумки — одна большая, другая маленькая. Маленькая — дубликат большой. Это нужно потому, что большую, скорее всего, у вас заберут на выходе из города...»

    Речь героя прервалась звуком сирены. В центре действа оказались женщины: матери, дочери, жёны (актрисы Маргарита Лобанова, Ольга Щелокова, Валерия Искворина, Анжелика Зайцева и Арина Волженская). Стихи погибших на войне поэтов-фронтовиков, песни и хореография сплетались в историю одного неподъёмного человеческого горя.

    «После всех событий, которые происходят в мире, после Югославии, Ливии, Грозного, Донецка нам хотелось сделать такой непафосный спектакль о прошлом и будущем, — говорит режиссёр театра Михаил Заец. — Наше будущее за молодёжью. И хочется верить, что оно будет без войны...»

    После спектакля началось обсуждение.

    Фотокорреспондент, знаток театра Виктор ПОГОНЦЕВ:

    — Я видел много «датских» спектаклей. Спектаклей к датам. Они бывают разные. Бывает даже, что к серьёзной дате ставят фарс. Этот спектакль не требует разговора. Он самодостаточен. И здесь полное попадание с музыкой и стихами. Большинство из них известные, но некоторые я услышал впервые. Они затронули самые глубокие струны души... Буквально вчера я разговаривал с 90-летним ветераном: трезвый ум, здравая память. И он смотрит на вещи точно так же, как и вы. Перекличка идей абсолютная. И даже песню «Не для него...» (песня новая, не фронтовая) вы воспринимаете одинаково — как надрыв, исповедь. Мне кажется, что этот спектакль должен идти и идти. И вам необходимо поехать с ним на Украину, в ЛНР или ДНР. Он найдёт там отклик. Ведь связь времён между той и этой войной часто пытаются эксплуатировать. Здесь этого нет. Она естественна. И это самое страшное... Последняя фраза, которую сказал герой (о мире, о преступной глупости войны), должна дойти до каждого.

    Заслуженная артистка России, актриса молодёжного театра Маргарита ЛОБАНОВА:

    — Мне было в войну полтора года. Отец был на фронте. Мама на смене. А я росла в госпитале, где работала моя тётка. Ела больничную еду. Всех солдат кормили из металлических мисок, а у меня была маленькая глиняная плошечка. Я помню её до сих пор. В госпитале я прожила до четырёх лет. Ходила по палатам, пела солдатам песни. И каждый из них хотел меня погладить, видно, вспоминали своих детей, свои семьи... Помню, как кричала мама, когда получила с фронта письмо, как сполз­ла по косяку. Как её успокаивали соседи: «Он ранен. Он ранен, но живой».

    Поэтому я не могу играть этот спектакль спокойно. И когда заходит разговор о войне, тоже не могу сдержать слёз. Я с ужасом смотрю по телевизору новости. Не дай Бог...

    Я всегда думала, почему мама на все беды говорила: «Только бы не было войны». А теперь и сама так говорю: «Только бы не было!»

    Зрительница:

    — После этого спектакля трудно говорить. Хочется молчать. Я моложе, чем Маргарита Лобанова, но так получилось, что всех поколений моей семьи война коснулась. Папа прошёл Великую Отечественную, муж был в Афганистане. Тогда не было мобильных телефонов, и я ждала такие же письма, как те, что вы читали в спектакле. Два года у почтового ящика. Мой маленький ребёнок знал папу по фото, но когда муж приехал домой (на несколько дней — он вёз сюда цинковые гробы с погибшими ребятами), дочка его не узнала... Сейчас и сестра, и мама, и племянники живут в Донецкой области, в 40 километрах от Широкино, которое теперь утюжат украинские войска. И всё лето у нас не было возможности переехать через границу — там стоял батальон «Азов»...

    Поэтому ваш спектакль на все времена. И хочется, чтобы его увидела молодёжь, ребята, которых мы учим. К счастью, для них война — это картинка из фильма. Да и фильмы о войне уже другие, искусственные. А ваш спектакль — это попадание. Я не знаю, как вы его играете, ведь каждый раз нужно переживать эту боль заново.

    Молодой зритель:

    — Вначале постановки я потерялся: о какой войне идёт речь? О сегодняшней, которая на Украине, или о Второй мировой? А потом понял: о ВОЙНЕ. Как о сути. Я большой поклонник голливудских боевиков, но в них есть один большой минус — зритель романтизирует войну, думает, что это красиво и здорово. А реальность — боль, страдания, потери — как бы уходит. В этом спектакле за 45 минут было главное. И, признаюсь, многое меня растрогало до слёз. Особенно стихотворение «Девчонку изнасиловала рота». Нужно, чтобы молодые знали такие вещи. Нужно, чтобы были такие спектакли.

    Преподаватель:

    — Этот спектакль нужно показывать хотя бы для того, чтобы у нас не выросло такое поколение, как сегодня на Украине. Те, которых легко обмануть, навесить исторические мифы, заставить служить своим интересам... У меня мама пережила войну. Шестеро наших мужчин не вернулись с Великой Отечественной. Поэтому в нашей семье о войне знают и внуки, и правнуки. А 9 Мая для нас настоящий праздник. Но по своим ученикам я знаю, что 80% из них не задумываются о сути Дня Победы. И ростовские дети начали понимать, что война — это страшно, только после событий на Украине.

    Обсуждение закончилось тем, что учителя оставили заявки на показ спектакля старшеклассникам и студентам. А Михаил Заец пообещал, что скоро этот спектакль появится и в репертуаре молодёжного театра.

Автор - Марта Моисеева
Ссылка на материал: http://www.rostof.ru/article.php?chapter=6&id=20151606
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66