Мольер, цыгане и другие
Мольер, цыгане и другиеМолодежный театр закрыл сезон премьерой «Плутни Скапена». Комедию Мольера поставил главный режиссер Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю. П. Киселева Алексей Логачев. Он говорит, что в постановке театр старался выдержать фарсовую, карнавально-масочную эстетику площадного театра.
По пьесе действие происходит в Неаполе, однако воссоздавать атмосферу города создатели спектакля не стали и ограничились видеорядом морских пейзажей. Вместо бутафорских картонных домов на сцене воздвигли своеобразный памятник Мольеру. За счет выбранных видеоракурсов кажется, что стоит он где-то на берегу или на набережной.
Статуя «оживает», и Мольер сходит с постамента, чтобы разыграть свою комедию. Драматург становится героем спектакля и фактически руководит им. Он представляет зрителям действующих лиц, вмешивается в череду событий, то останавливает действо, то возобновляет его, расставляя все по местам. Порой герои так увлекаются, что не замечают команд драматурга. Однако Мольер вторгается в действие очень осторожно, не изменяя сюжета, написанного им в XVII веке. Создатели спектакля старались максимально соответствовать эпохе. Костюмы в стиле барокко сделаны ярко, но со вкусом: без избытка пуговиц, лент и кружева.
Самым сложным, рассказывает режиссер, было выдержать эстетику жанра мольеровской комедии:
— Русская актерская школа немного отличается от того, что требует Мольер, особенно в таких фарсовых пьесах, корнями уходящих в итальянскую народную комедию дель арте, в площадной театр. Мы стараемся выдержать фарсовую, карнавально-масочную эстетику так, чтобы при этом быть убедительными и никого не раздражать.
Уличному театру нашлось место в самом спектакле. На сцене периодически появляется цыганский ансамбль. Площадное представление у памятника в Неаполе в исполнении четырех цыганок и гитариста, за которым наблюдают действующие лица, усиливает карнавальный эффект.
Одним из решающих факторов при выборе пьесы, говорит режиссер, был состав труппы театра и наличие в ней артиста Сергея Беланова, способного исполнить главную роль:
— Я приезжал заранее, за месяц до начала репетиций, неделю смотрел спектакли и решил, что именно «Плутни Скапена» хорошо «расходятся» на труппу. А когда видишь, что есть актер в театре, который может талантливо сыграть Скапена, грех не подарить ему роль мирового репертуара.