Каким быть современному театру
-
Олег ЛОЕВСКИЙ провёл в Ростовском молодёжном театре (РОАМТ) творческую лабораторию. Провели читки пьес драматурга Ярославы Пулинович, представлены четыре эскиза спектаклей по произведениям современных драматургов.
Впервые проведённая в донской столице лаборатория (так называется мастер-класс в театральной среде, — прим. ред.) стала большим культурным событием. Олег Лоевский — известный театральный деятель, директор фестиваля «Реальный театр», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат международной театральной премии имени Станиславского — провёл, по его признанию, уже 52 таких лабораторий в театрах России. Прочитав более сотни пьес, присланных Олегом Семёновичем, молодёжный театр остановил свой выбор на четырёх. Автору этих строк довелось увидеть три из них.
МОЖНО ЛИ ЖИТЬ БЕЗ ЛЮБВИ?..Пьеса известного российского драматурга Максима Курочкина «Класс Бенто Бончева» посвящена любви. Но раскрытие темы более чем необычно: предлагается к рассмотрению общество, которое отказалось от традиционного способа продолжения рода. Вот и исследует драматург, как приверженец теории несуществования любви Бенчо в конце концов приходит к обратному, хотя и продолжает маскировать новые убеждения и новый образ жизни прежними взглядами: так коммерчески более выгодно. Актёрам молодёжного разыграть эту историю режиссёр Дамир САЛИМЗЯНОВ предложил... за два дня. Так что неудивительно, что исполнители ходили с текстами в руках и были несколько скованы. Правда, где-то в середине представления появилась некоторая ирония, которая помогла актёрам разыграться.
Олег Лоевский считает такой способ работы над пьесой не таким уж и спорным: актёры, может быть, и не освоились с текстом, но и не успели вспомнить про наработанные штампы. Артисты на вопрос: «так ли это?» интересно улыбались, хотя было видно, что им такой «стахановский метод» работы во многом понравился. «Актёр всегда рад новой работе», — сказала Эльвира ЦЫГАНОК, чуть ли не единственная из всех исполнителей успевшая выучить весь текст своей роли. Сам Дамир в превосходной степени отозвался обо всех исполнителях.
ПОЧЕМУ ТАК ВОИНСТВЕННЫ СЛОНЫ?..Пьеса американки Бэки Брунстеттер «Мисс Лили бросили кость или Все взрослые слоны мертвы» весьма непривычна для российского зрителя. Потому-то после представления эскиза спектакля режиссёром Вячеславом Тыщуком среди оставшихся для обсуждения зрителей разгорелись споры. Самый приятный и понятный персонаж здесь — слон Гарольд в исполнении Вячеслава Кускова: ему веришь с самого начала, хотя он одет в обычный плащ и двигается как обычный человек. Очень живой оказалась и Лара Анны Корзун. А вот её сестра Лили со своими прагматичными взаимоотношениями с богом, как говорится, «зависла» и не может понять, что же ей делать после своего грехопадения. Хороший урок тем, кто хочет «и невинность соблюсти, и капитал приобрести». И автор делает из этого странные для православного мировоззрения выводы об апокалипсисе, впрочем, давая надежду человечеству через мальчика, который простил слона, убившего его мать. Происходит это, правда, во сне. Будет ли доработан этот эскиз в спектакль — вопрос...
КТО ОСТАНОВИТ ДЖО?..Никогда не поверишь, что на создание этого эскиза спектакля ушло два-три дня! Актёры труппы молодёжного ещё раз доказали свой высокий профессионализм. Пьеса Трейси Летса «Киллер Джо» режиссёром Михаилом Заецом сделана как пародия на все «чёрные комедии» вместе взятые. А играют-то, играют-то как! Образы этих американцев, попавших в непростую жизненную ситуацию, схвачены, что называется, на лету. В ходе спектакля, который идёт чуть больше часа, как преображается Светлана Лысенкова: от фривольной молодящейся сексапильной дамочки до постаревшей на глазах испуганной женщины. Непроходимо туп герой Бориса Вернигорова, глуповат авантюрный Крис Смит в исполнении Романа Меринова, супергерой Сергея Беланова в финале обезоружен одной только фразой Дотти (Наталья Аскарова). Артисты держат в руках тексты, но по ходу действия их уже не замечаешь — настолько вживаются они в образы. А ситуация банальна: бывший муж и сын решили прикончить мамочку и воспользоваться её страховкой. Весьма украшают действие и застывшие в «интересных» позах персонажи, на мгновенье высвеченные вспышкой прожектора. Чем всё оборачивается, будем надеяться, немногим позже увидят ростовские зрители. Такой спектакль — авантюрный, пародийный, необыкновенно смешной, — конечно же, достоин находиться в афише любого театра.
Фото автора