Откуда будете, гусары?
Ростовский академический молодежный театр свой 83-й сезон открыл комедией «Гусары, вперед!» по пьесе А. Гладкова «Давным-давно».
Ростовский академический молодежный театр свой 83-й сезон открыл комедией «Гусары, вперед!» по пьесе А. Гладкова «Давным-давно».
У этого театра после продолжительного периода безвременья появился, наконец, главный режиссер. Это — Михаил Заец, с которым труппа и зрители познакомились нынешней зимой. Он тогда участвовал в конкурсе эскизов к спектаклям и набрал такое количество баллов, которое позволило доработать потом эскиз до постановки, включенной в репертуар. Это — «Киллер Джо», который на афише Ростовского молодежного и сегодня.
В «Киллере Джо» каждая сцена — это мини-аттракцион, в «Гусарах, вперед!» — тоже.
Свою новую комедию Михаил Заец поставил по принципу «театр в театре»: июнь 1941 года, в самодеятельном театре показывают спектакль о юной Шурочке Азаровой, которая, переодевшись гусаром, уходит на войну с Наполеоном (ее роль играют по очереди Марина Карлышева и Людмила Мелентьева).
Не совсем понятно, почему понадобился театр самодеятельный? Видимо, потому, что, по убеждению режиссера, в нем в любую эпоху возможны любые вольности. Не уверена, что зрители, не предупрежденные о том, сразу распознают и сам этот прием, и то, что актеры изображают самодельщиков. Ну да ладно...Что получилось-то в итоге, ради чего вся эта затея? Получился изобретательный, порой уморительно смешной комикс, представление в духе фильма «Гитлер капут!»
«Самодеятельные» артисты, приближая эпоху синих гусаров к своему времени, поют «Утомленное солнце», отплясывают под «Кукарачу». Конечно же, звучит «Рио Рита» и другие отечественные и зарубежные шлягеры предвоенных лет.
Можно отчаянно спорить о трактовке персонажей этой широко известной пьесы, но надо отдать должное режиссеру, балетмейстеру Сергею Никульшину и исполнителям: все персонажи своеобразны и колоритны. Замечателен порхающий по сцене французистый «мотылек» — жеманный граф Нурин (Дмитрий Нефедов), очаровательна легкомысленная, но сострадательная Луиза Жермон (Анна Корзун), хороши Кутузов — совсем еще не старик (Вячеслав Кусков) — и похожий на собственное сновидение, явно «паркетный» генерал Балмашов (Дмитрий Зуев). Но особенно хорош поручик Ржевский — Сергей Беланов, эдакий барон Мюнхгаузен в том, что касается басен о его подвигах по женской части.
Перед премьерой Михаил Заец разъяснил представителям СМИ немаловажную задачу этой постановки. Смысл ее в том, чтобы не только развлекать, но и просвещать зрительскую молодежь. Ведь сегодня, говорил Заец, в ином школьном сочинении можно прочесть, что Наполеон с Гитлером напали на Россию, а Сталин разбил их под Бородино. Не уверена, что такие знатоки истории после этого спектакля не запутаются еще больше.
Финал постановки таков: голос из репродуктора сообщает о нападении Гитлера на СССР, мужская часть «самодеятельной труппы» меняет гусарские мундиры на красноармейские шинели и уходит на фронт. Эффектно, проникновенно, но в целом — абсолютно антиисторично.
Ну не ставили в то время советские люди таких спектаклей. Воспитаны были по-другому. Особенно показателен в этом плане так называемый второй монолог Шурочки Азаровой, когда, попав в плен к французам, она размышляет о патриотизме, долге воина... В согласии с замыслом режиссера актриса самодеятельного театра, играющая Шурочку, произносит эти слова не просто без лишнего пафоса, а словно не вполне понимая, о чем речь. Но это — эхо ощущений и умонастроений уже послеперестроечных лет, а никак не тридцатых годов.
В общем-то идея режиссера ясна: пробил грозный час, и вчерашние хохмачи, посмеивающиеся над историями о подвигах предков, идут воевать не понарошку, навстречу нешуточным испытаниям. Но аналогия с советской молодежью предвоенных лет не очень удачна, если не сказать — крайне неудачна. Конечно, под артистами самодеятельного театра подразумевается поколение не то, а нынешнее, и не дай бог ему такой проверки на прочность, как 22 июня 1941 года. Уж лучше ретроспективная нелепица на сцене, тем более что в искусстве чувство с логикой не всегда в ладу...
Едва отыграв премьеру на своей сцене, артисты Ростовского молодежного покажут ее в Кагальницком, Октябрьском и Веселовском районах. В ноябре — в Сальске, Красном Сулине и Матвеевом Кургане. Как сообщили нам из министерства культуры РО, эти гастроли пройдут в рамках областной целевой программы «Культура Дона».
А Михаил Заец обещает еще до Нового года представить на суд зрителей как минимум три премьеры. Это — спектакли «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Господин Ибрагим и цветы Корана» и постановка для детей по повести Ксении Драгунской «Все мальчишки — дураки!»