Три тысячи чертей, здесь родина чудес!
Зрители удивлялись и конной атаке, в которой остроумно задействованы стулья; и тому, как лихо нападающие орудуют ядрами; и фигуре генерал-лейтенанта Балмашова, походка которого изобиловала балетными па, и испанцу Винценто, до крайности экспансивному, как и полагается, видимо, человеку из знойных краев. Так Ростовский Молодежный театр начал новый сезон спектаклем «Гусары, вперед!» по пьесе А.Гладкова «Давным-давно».
В 2001 году ТЮЗ переименовали в молодежный театр, а жаль. Пусть были бы и ТЮЗ, и молодежный. Но раз нет возможности построить еще один театр, зачем же гробить тот, который семь десятилетий, действительно, работал для юных зрителей: и для малышей, и для подростков. Для студентов тоже. Когда-то при театре существовал студенческий клуб. Его энтузиасты были тут и помощниками, и пропагандистами, а главное – людьми, влюбленными в театр. В этот зал на площади Свободы и попасть-то было не просто. И когда главным режиссером был Владимир Молчанов, и когда Артур Хайкин, Юрий Еремин, Вячеслав Гвоздков, Владимир Чигишев. И 40 лет директорствовал в тюзе Александр Компанийцев. Люди известные в театральном мире. И труппа была хороша; да и сейчас в ней не менее десяти первоклассных актеров.
Последние же семь лет трясет театр, как в штормовую погоду. Директора меняются, проштрафившись. Один главреж года не усидел, с другим трагедия случилась. Я слышала: «Нет специальных пьес для детей. Есть хорошие и плохие». Вот эти хорошие, сложные по смысловой и художественной структуре, шедшие по четыре-четыре с половиной часа, и стали составлять основу репертуара. А вконец обветшавший более, чем за 20 лет проката «Остров сокровищ» худо-бедно, но продолжал (и продолжает до сих пор) собирать подростковую аудиторию.
Одно время коллегиальное руководство рулило театральным процессом. В очередной раз министерство культуры области объявило конкурс на замещение вакантной должности, но режиссера, который его выиграл, почему-то не допустили к работе. Позже доверили ему постановку, однако через полгода передали другому режиссеру… Короче говоря, шторм не утихал.
Афиша формировалась так, что между сказками и спектаклями для взрослых стала зиять репертуарная дыра, и дети самого неуправляемого возраста отхлынули от театра. Разве что походы классом еще принуждали их приходить сюда. Но цену этому ужастику мы все знаем. Наконец, без всяких конкурсов главным режиссером назначается М.Заец, который удачно участвовал в известном российском проекте, коснувшемся и Ростовского Молодежного театра – создании эскизов спектаклей за несколько дней. М.Заец был постановщиком «Киллера Джо» Трейси Летса, черной комедии, изобилующей трюками. На молодого режиссера возлагали большие надежды, но вряд ли кто-то подозревал, что он будет открывать пьесу «Давно–давно» тем же ключом, что и «Киллера». Хотя начало спектакля не предвещало такого оборота.
С первой же сцены, с первого музыкального такта режиссер дает понять, что Отечественная война 1812 года не так далеко отстоит от Отечественной войны в XX веке – их объединяет историческая память народа. Ну, это я так пытаюсь «нагрузить» то, что представлено на сцене в минималистских декорациях А.Паненкова (колонны в бальной зале во втором действии трансформируются в противотанковые заграждения).
Звучит популярнейший пасадобль 30-х годов «Рио-Рита», танго «Утомленные солнцем» (37-й год) – оно же потом оказывается песней Шурочки. Одна из барышень, только что щебетавшая в сцене бала, теперь, одетая по моде тех же 30-40-х, с волнением и энтузиазмом, свойственными той поре, когда торопили время («Время, вперед!»), продолжает объявлять тематические блоки: бал, война, бивак, усадьба Азарова…
Надо понимать, актерская бригада военных лет дает концерт-ревю, отсылая нас к событиям 1812 года. Играются сцены, порой не претендующие на сюжетную завершенность, и артисты, сказав свой монолог, пропев или отбив чечетку, подходят к рампе и кланяются.
В очередной свой выход ведущая прямо говорит: «Пока артисты переодеваются, я прочту вам письмо», – и читает школьный бред про Наполеона с Гитлером и Сталиным. Это, видимо, чтобы уж максимально приблизить бородинские события к текущему моменту, в котором юному населению страны что прошлый, что позапрошлый век одинаково далеки и неразличимы.
Довольно наивно, но замысел понятен и легко принимался бы, однако, чем дальше катит действие, тем очевиднее, что пьеса, скорее всего, рассматривается как исходный материал для трюковой игры, забавной эксцентрики, действительно, веселящей публику. Порой с перебором: например, Д.Нефедьеву дали роль очередного беса, приписав безобидному графу Нурину подозрительные качества.
Лирическими линиями в пьесе режиссер пожертвовал. Между поручиком Ржевским и Шурочкой (С.Беланов и Л.Мелентьева) идет нескончаемая пикировка, а не любовная игра. И в отношениях другой пары – А.Корзун и Е.Овчинников – нет никакого намека на нежные чувства. Луиза – вовсе не дива, шармом которой сражен весь партизанский отряд, а глупенькая жеманница; Пелымов же – субъект с навсегда обиженным лицом. Короче говоря, некая условная любовь, впрочем, в рамках легчайшего жанра.
Сложнее другое – серьез, который не извлекается из самой пьесы, а пристегивается, когда история выходит на коду. А ведь Шурочка не приключений ищет, убегая из дома, а идет защищать Отечество. И слова эти произносятся, но они тонут в обилии аттракционов. В финале из динамиков слышен голос Левитана: «Сегодня в четыре часа утра, без объявления войны…». Все застывают, подняв головы к невидимому диктору. Взяв лежащие на авансцене шинели, мужчины уходят, женщины смотрят им вслед. Это классическая цитата, имеющая в истории нашего театра и кино (отошлю читателя хотя бы к «Сказке сказок» Ю.Норштейна) куда более достойное исполнение.
После передряг последних лет, выпавших на долю Молодежного театра, он обескураживающе начал новую страницу. Не так давно был упорный крен в интеллектуальную драму, нынче, судя по премьере, – в штукарство. Держаться одной стилистики – всё равно, что питаться одним блюдом. Остается надеяться, что следующие спектакли дадут более полную картину и сделают очевидными намерения театра.