Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66
Смотрите, кто пришел
Интервью с главным режиссером Молодежного театра, Михаилом Заец, для журнала «Мне интересно» (декабрь 2012 г.)Беседовала Наталия Зограбян.
Смотрите,кто пришёл
Уже полгода в Ростовском молодёжном театре работает новый главный режиссёр - Михаил Заец. Последние годы театр переживал какую-то болезненную лихорадку, которая, казалось, должна была закончиться весьма печально. Но вот сменился директор, пришёл новый главный, и появилось ощущение, что болезнь отступила. В театре ставятся новые спектакли, появляются и планы на будущее. А журнал «Мне интересно...» знакомит сегодня читателей с режиссёром Михаилом Заецем, его творческой лабораторией.
- Прежде чем начать разговор о вашей работе в Молодёжном театре, я хочу представить вас нашим читателям. Расскажите о себе: как начинался ваш путь в театр?
- Родился в Братске и фактически прожил там 23 года. Этот город начинался как комсомольская стройка, и мои родители приехали туда с Украины по распределению. Я вырос в тайге, купался в Ангаре, в юности занимался спортом, и у меня есть внутреннее ощущение настоящего сибиряка. После школы окончил строительный техникум, отслужил в армии в Монголии, что тоже дало массу впечатлений на всю жизнь. Скажу больше: это была мощная история, которая помогла моему становлению как мужчины.
■ То есть у вас появился крепкий жизненный стержень. Откуда же тогда взялась страсть и любовь к театру?
- В ранней молодости у меня никогда не было ощущения, что буду артистом. Тогда все хотели быть моряками, военными. И я не был исключением. Однако однажды, ещё в техникуме, удивительная женщина, преподаватель по этике и эстетике, уговорила меня и двух моих друзей прийти к ней в агитбригаду. Мы пришли, друзья скоро бросили это занятие, а я остался. И вдруг появилось какое-то чувство актёрства, я даже подумал, что когда-нибудь в будущем к этому приду. Стал тогда же читать книги о «зерне роли» и интересоваться театром.
■ Судьба подсказывала?
- Но не сразу. После армии я вернулся в родной город и ещё несколько лет осваивал всякие рабочие профессии. А потом бросил всё в один момент и уехал в Новосибирск, там сразу поступил в театральное училище. У меня были хорошие учителя, которые не пытались сделать из меня кого-то. Ведь часто так бывает: выпускают педагоги учеников, смотришь, а они маленькие копии своего учителя. Мой выпускной курс был очень многоликим и интересным, все оказались востребованными и разлетелись по разным городам России. Я тоже отработал артистом во многих театрах. Последним моим актёрским домом стал театр в Тюмени.
■ А почему же вы всё-таки оттуда ушли? Что-то не складывалось с профессией?
- Да нет. Я был востребован и много играл. Перед уходом был занят в 26 спектаклях репертуара. Только всё больше росло странное ощущение: играешь, играешь, всё вроде бы нормально, но те роли, которые хотелось играть мне самому, не входили в репертуарную политику театра. Пришло какое-то накопление несыгранных желаний. Захотелось сделать что-то, нужное именно мне. Стал делать самостоятельные режиссёрские работы. Получилось. Тогда я поехал и поступил в Екатеринбургский театральный институт уже на режиссуру. Учился и параллельно ставил спектакли. Один из них серьёзно прозвучал на одном между¬народном фестивале.
■ И стала складываться судьба уже не актёра, но режиссёра?
- Я не хвастаюсь, но после фестиваля ко мне пришла театральная известность и, следовательно, востребованность. Ставил спектакли по всей Сибири.
- А в прошлом году приняли участие в лаборатории Олега Лоевского в Ростове, посвящённой современной драматургии...
- Да. Это смелый эксперимент лаборатории, который проходит по всей стране. В Ростове на малой сцене мной был поставлен спектакль «Киллер Джо».
- Он так и остался в репертуаре и нравится зрителям. С этого момента начинает складываться уже ваша история в нашем Молодёжном театре?
- Тоже не сразу. Я и не думал становиться здесь главным режиссёром. Был даже удивлён, когда меня позвали. В это время у меня были другие планы и предложения. Однако о Ростовском молодёжном театре и до лаборатории я знал много хорошей информации. Поэтому решил не отказываться от постановки на этой уважаемой сцене, хотя «Гусарская баллада», как мне казалось, не входила в сферу моих интересов и режиссёрских желаний.
■ Ну да, это же «датская» тема, которая всегда напрягает режиссёров! И вы напридумывали столько (даже с излишком!), что спектакль оказался во многом спорным.
- Для меня театр - это всегда впечатление. Я люблю игровой, придуманный мир на сцене. Зрители разных возрастов приходят на спектакль, и каждый должен считывать в предложенном материале какие-то свои истории и не должен скучать. Любая фантазия и поиск не должны противоречить тексту, фактам, собранным в пьесе. Но, поймите, 100 с лишним страниц в пьесе Гладкова, написанные стихотворным текстом, сегодня не всякий зритель готов воспринять. Пьеса писалась во время Отечественной войны и на злобу дня. И когда идут монологи по четыре страницы о патриотизме, по¬верьте, ни один современный зритель этого не выдержит. Я сократил пьесу, а уже потом посмотрел знаменитый фильм Э. Рязанова. И был весьма удивлён, что он сократил ещё больше.
А тут оказалось, что существуют проблемы с финансированием. Чтобы делать чисто исторический спектакль, нужны очень большие деньги, например, на костюмы. Так что пришлось идти на компромиссы. И родилась эта «история в истории». Мы перенесли действие в 1941 год в военную часть, где художественная самодеятельность разыгрывает эту пьесу в ночь с 21 на 22 июня, которая заканчивается сообщением о начале войны. Я сделал это специально, чтобы весь игровой смешной текст в финале вышел на драматическую ноту. Война всегда приходит неожиданно, и эти люди, которые только что веселились, завтра пойдут на фронт. В этом трагизм жизни! Ничего не изменилось и сегодня. Зрители это понимают и благодарят актёров длительны¬ми аплодисментами. После этой работы мне и предложили стать главным режиссёром.
■ Теперь вот состоялась и премьера «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя. Очень заводной получился спектакль. И открывается он тем же игровым ключом: актёры словно на рождественском гулянье выходят на сцену прямо из зала, у нас на глазах из мешков достаются какие-то народные аксессуары, распределяются роли, и история словно рождается у нас на глазах. Весёлая, щедрая на придумки...
- Этот спектакль по срокам сделали очень быстро, да ещё в двух составах. Оба, кстати, хороши. Мои генетические корни на Украине, я очень люблю те края, о которых рассказывает Гоголь. Поэтому всё время говорил актёрам, чтобы они не промахивали детали: чем больше будет индивидуальных деталей, тем живее получится спектакль. Знаете, в «Диканьке» именно детали создают нужную атмосферу, и спектакль от этого становится красочней. Большая сцена требует очень сильных энергетических затрат, чтобы перекинуть через рампу всё, что задумано.
■ Да, у вас получилось создать очень яркую, живую, узнаваемую атмосферу. Этот спектакль можно считать событием в нашем городе. Но что дальше?
- Скоро выпускаем ещё одну премьеру на малой сцене - «Господин Ибрагим» Э. Э. Шмидта. Пьеса очень известного европейского драматурга, умная, добрая, наполненная мягким юмором. Она о взаимопонимании между разными людьми и написана для всех возрастов. Важно, что этот материал понравился и мне, и артистам. Нашему театру сегодня очень важно набрать новый и востребованный репертуар. И мне теперь, как главному, а не приглашённому режиссёру, нужно думать не о своих амбициях, а о том, что нужно театру, чтобы вернуть к нему зрительский интерес. Следующей большой работой будет постановка режиссёра из Москвы - «Олеся» по Купри¬ну. Это классическая мелодрама. Но именно такого жанра в театре сейчас не хватает. Нам хочется держать планку хорошей, не одноразовой драматургии. Будем стараться строить новый репертуар так, чтобы спектакли были качественными и художественными.
- Что ж, желаю удачи вам и вашему театру.
НАТАЛИЯ ЗОГРАБЯН
P. S. Я оставила за бортом данного текста те проблемы, с которыми сейчас сталкивается театр, его новый директор Карина Сердюченко и новый главный режиссёр Михаил Заец. Их слишком много, чтобы бегло проговорить в одном интервью. Однако я надеюсь, что Молодёжный театр, бывший ещё не так давно театральным центром нашего города, возродится и продолжит свои заложенные ещё в прошлом веке хорошие традиции.
декабрь 2012...январь 2013