касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
ежедневно 10:00 — 19:00
Обратная связь

Девушка из Полесья, внучка Мануйлихи

В первый день весны на большой сцене Ростовского-на-Дону областного академического молодёжного театра прошла премьера спектакля «Олеся». А мы посмотрели его на день раньше, во время генерального прогона. «Олесю» ростовскому зрителю показала... Олеся. Невмержицкая. Выпускница РАТИ-ГИТИС, мастерской Леонида Хейфеца, несколько лет назад дебютировавшая в «Табакерке». Молодая и очень симпатичная девушка, которая сплела воедино повесть Александра Куприна с его же рассказом «Лесная глушь». Так появилась на сцене легенда о печаловском колоколе, которую перебродцы рассказывают Ивану Тимофеевичу. О том, как хороший парень Опанас за нитку бус, обещанную любимой девушке, убил друга. А потом пошёл и на другое преступление: собрался своровать намисто (бусы) с образа Божьей Матери в церкви. Но я забегаю немного вперёд. А что оставила позади? То, что действие спектакля начинается ещё во время того, как зрители занимают места: главный герой ходит туда-сюда по «затопленной» Полесским болотом сцене (как во время антракта — Олеся). Вокруг него — засохшие деревья, ёлки-палки, брёвна, пеньки. (Всё это создал художник-сценограф спектакля Максим Обрезков, главный художник Московского государственного театра им. Евг. Вахтангова.) Появляется ещё один персонаж, другой, третий... Это жители богом позабытого местечка, села Переброд Волынской губернии. Просят на малороссийском наречии (извините, по-малороссийски не воспроизведу) выключить свой «телефон, айфон или что там у нас ещё есть», чем вызывают улыбку. «Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры... и уж, наверно, какое множество легенд, преданий и песен...» Одно из преданий — о старухе Мануйлихе и её внучке Олесе, молодой девушке-колдунье, выросшей в лесу, я уверена, все вы хорошо помните. Роковая встреча... трагическая история любви... — Куприн — не та классика, которую нужно сильно бояться, потому что её пока не сильно замусолили. Это не Чехов, — говорит Олеся НЕВМЕРЖИЦКАЯ. — Поэтому в данном случае очень приятно браться за неё, здесь есть из чего черпать. К тому же наша история не ограничивается только «Олесей» — у Куприна есть цикл «Полесские рассказы», которые вообще неизвестны широкому кругу читателей и зрителей. Их вообще не так просто найти, поскольку включали их только в собрания сочинений. Поэтому и интересно открывать этот материал. Действие на сцене, словно пытка, развивается медленно-медленно. Оно монотонное, тягучее, усыпляющее... Вдруг неожиданный шум (вы должны быть готовы к тому, что во время этого спектакля герои периодически стучат, «барабанят» палка о палку) — и вы просыпаетесь. Иногда спектакль очень напоминает японские фильмы ужасов: когда молодая «ведьмака» полусидя неловко, рывками передвигалась по сцене, хотелось зажмуриться. Кстати, о «ведьмаке». Это в повести Куприна она — в центре внимания. А у Олеси Невмержицкой на первом плане оказывается скорее Иван Тимофеевич. Вот что говорит о нём немного дикая и очень беззащитная Олеся: «...человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша нехорошая, несердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также... До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла... Жизнь ваша будет невесёлая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте... А вот в этом году... Падает вам большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы. Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти... Да и вышло-то так, что не вы это сделаете — не нарочно, значит, а только через вас вся эта беда стрясётся...» И стряслась. Когда бессердечные, злые жители села Переброд без жалости хлещут прутьями Олесю, с «неба» над сценой молодёжного льётся дождь из рябиновых ягод, похожий на потоки крови, а после вся сцена оказывается «в крови». Эти горькие ягоды то и дело появляются в спектакле: в легенде о печаловском колоколе, в намисто, которое носит Олеся, в бусах, которые она надевает на свою нелюдимую и неприветливую бабушку Мануйлиху. Куприн — нет, а режиссёр Олеся вынесла свой приговор Ивану Тимофеевичу: «виновен». Несмотря на то, что тот пытается трусливо самооправдаться, повторяя снова и снова, как заклинание, слова о том, что его в день трагедии на церковной площади не было в Переброде и он ничего о случившемся не знал. Признаюсь вам, во время спектакля не раз холодок пробегал по коже. В большей степени этому способствовало мистически-музыкальное оформление «Олеси» студии SounDrama композитора Владимира Панкова. Чтобы настроиться на более радостный и светлый лад, сходите в антракте или после спектакля на второй этаж молодёжного театра и полюбуйтесь очаровательными «Бабульками» — в Золотом фойе работает художественная выставка «Очарование Полесья». Авторы произведений — не только профессиональные художники, но и студенты художественных вузов. ГЕРОИ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ Роль Ивана Тимофеевича в спектакле исполняет Александр Волженский. Олеси — Арина Диденко, выпускница Ростовского колледжа культуры и искусств, в сентябре официально зачисленная в труппу театра. Эта роль — её первая большая работа в молодёжном. Старуху Мануйлиху играет известная и любимая многими ростовчанами (и я — не исключение) актриса Раиса Пащенко. Жители села Переброд представлены в образах урядника (Анатолий Матешов), Ярмолы (Денис Нефедьев), Гапы (Эльвира Цыганок), Талимона (Владимир Ануфриев), Гордея (Алексей Дронов), Сруля (Григорий Волков) и др. — Мне кажется, что здесь мы с распределением очень хорошо попали, — говорит режиссёр спектакля Олеся Невмержикая. — Мы пытались максимально удачно собрать актёрский ансамбль. Я боялась, что это будет трудно, а оказалось, что это очень легко. Карты как-то сразу разложились, и картина была очень ясна. Я надеюсь, что с образом Ивана Тимофеевича, который меня всегда волнует как главный герой, мы сошлись правильно. Думаю, актёр со своим жизненным опытом, со своей органикой сможет с ним совпасть. Автор - Татьяна Тулуманова
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66