касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
ежедневно 10:00 — 19:00
Обратная связь

Ужель та самая Татьяна?

Татьяна, Онегин, Ленский, да и сам их литературный родитель Александр Сергеевич Пушкин, верно, немало удивили зрителей «Онегина», нового спектакля в Ростовском молодежном театре. Еще недавно попытка режиссера Александра Горбаня сделать драматический спектакль по роману «Евгений Онегин» казалась затеей почти невозможной. Ведь главная прелесть этого произведения — в интонации, авторских рассуждениях и отступлениях, заключенных в изящную стихотворную форму. Как найти всему этому сценический эквивалент? У каждого из нас свой Пушкин, свой «Евгений Онегин». В этом смысле мой «Онегин» мало похож на «Онегина» Горбаня, но его ощущение этого романа было мне интересно. Даже подумалось после премьеры, что зря драматические режиссеры так редко берутся за его постановку (кроме спектакля Туминаса в вахтанговском театре трудно припомнить что-то еще на отечественной сцене последнего десятилетия). Пушкинская магия уникальна, но свободная стихия этого романа открывает большие возможности для сценических экспериментов. К примеру, один из персонажей театрального пролога в программке даже не обозначен. В этой фигуре можно разглядеть и что-то от матрешки, и от монахини, и от русской боярышни. А может, это какая-то наша, русская, парка? Богиня Воспоминаний? Тяжело ступая, словно пробиваясь сквозь загустевшую толщу времени, она тянет за собой на бесконечно длинном шлейфе старинные часы-ходики, глуховато напевает: «Ваши пальцы пахнут ладаном… Ничего теперь не надо вам…» На первый взгляд, совсем не из той оперы. А если воспринять это как тоску по чему-то утонченному и невозвратному, как мир пушкинских героев? Тогда такое явление вполне объяснимо. Спектакль «Онегин» словно многослойный пирог, щедро сдобренный музыкой и юмором. Горбань говорит, что делал его прежде всего для тех, кому 14+, чтобы им, в большинстве своем мало интересующимся классикой, захотелось прочесть роман «Евгений Онегин». Чтобы девчонки, глядя на Татьяну, поняли, что безответная любовь – это еще не конец жизни, а предмет любви часто не таков, каким видится в пору влюбленности. Чтобы мальчишки не проворонили свой шанс связать судьбу с той Единственной, встреча с которой дается только раз… И все же, по-моему, очевидно, что оценить в полной мере вкус этого пирога возможно лишь тому, кто хорошо помнит роман «Евгений Онегин» (ведь большинство метафор вырастают из переосмысления его строк) и вообще неплохо ориентируется в литературной классике. Потому что «онегинские» строки порой продолжаются пушкинскими, но не из романа, или даже вовсе не пушкинскими. Так тема скуки – питательной среды и матери многочисленных пороков – усиливает фрагмент из пушкинских «Сцен из «Фауста», и вот уже Бес вещает о скуке разумных существ как занятии вполне естественном. В этом спектакле есть хорошие, интересно поставленные сцены и одна просто замечательная. Хороша, к примеру, та, где, объясняясь друг другу в любви на манер шекспировских героев, Ольга и Ленский (Арина Волженская и Григорий Волков) словно заряжают все пространство вокруг энергией этого дивного восторга. А в центре созданного ими энергетического поля, под поэтическим звездным небом оказывается Татьяна, и… «Пришла пора, она влюбилась». Хотя, нет: влюбилась раньше, а теперь решилась. На письмо Онегину. Самый замечательный эпизод — это как раз-таки написание ею письма. Хрестоматийный текст в исполнении Анны Богун да еще под вдохновенную музыку Шнитке из фильма «Сказка странствий» трогает до слез. Неожиданна в этом спектакле Татьяна, угловатая, с шапкой непослушных рыжих волос, но еще более неожидан Онегин (Алексей Остафийчук). Бесконечно скучающий эгоист, порой уж слишком гротескная пародия на модного в то время в свете английского литературного персонажа. Пушкин, пожалуй, был снисходительнее к Онегину. Для почитателей классики в спектакле «Онегин» немало спорного. Поспорить можно по поводу литературного родителя персонажей этого романа, который обозначен в программке как Феофилакт Косичкин-Пушкин. «Феофилакт Косичкин» - это один из псевдонимов Пушкина. Но роман «Евгений Онегин» не был подписан этим именем. Стоило ли вспоминать об этой литературной маске? Хотя в целом Пушкин (Сергей Беланов), в этом спектакле вызывающий в памяти рисунки Резо Габриадзе, довольно симпатичен. Как-то скорее по-кавээновски решен, на мой взгляд, Ленский. По-моему, он достоин большего сочувствия. Излишним представляется сценическое воплощение той давней мысли, что встреча с живым Пушкиным, не отличавшимся примерным поведением, вряд ли обрадовала бы школьных учительниц… И тем не менее спектакль «Онегин» - опыт интересный. Мне довелось наблюдать, как этот спектакль воспринимали учительница (должно быть, литературы) и несколько ее учеников. Одна из них, не дождавшись даже середины первого действия, шумно поднялась и ушла, обозначив происходящее на сцене словом, которое чуждо тексту пушкинского романа. «Ну как вам спектакль?» — спросили в антракте учительницу ученики. «Сначала подумалось: «Балаган!» Но потом я поняла логику режиссера и увидела, что все тут любопытно меж собой переплетено. И — чудесная Татьяна». Второе действие эти зрители смотрели с нарастающим интересом. После того, как все герои постановки душевно спели в финале «На крылечке вдвоем» и занавес закрылся, учительница, подарив актерам свою долю горячих аплодисментов, сказала ученикам, что надо теперь встретиться, чтобы обсудить спектакль. Очень верное решение. И есть о чем поговорить. Фото В. Филиппова Автор - Марина Каминская Ссылка на материал: http://www.nvgazeta.ru/news/12381/493445/
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66