Запутанные «Семейные истории»
Пьесу, по которой поставлен этот спектакль, написала одна из самых популярных современных европейских драматургов Биляна Срблянович. А поставила молодой московский режиссёр Елизавета Бондарь.
К сожалению, с пьесой Биляны Срблянович я не была знакома, но в аннотации прочла, что спектакль этот про детей, которые играют во взрослые игры, и про нас, взрослых, которые в своей безответственности и жестокости напоминают порой неразумных детей.
В ожидании эскиза зрители с интересом разглядывали декорации: старый холодильник, ржавая грязная плита, кровать с провисшей сеткой, консервные баки и разбитый телевизор. Затем на сцене появились главные герои — дети (молодые артисты нашего театра). Они облачились в потрёпанные взрослые «наряды» и начали играть в семейные игры. Девочка (Анна Богун) превратилась в недалёкую, запуганную мужем жену, один из мальчиков (Владимир Ануфриев) — в жестокого и туповатого отца, другой (Григорий Волков) — в непослушного подростка. Вскоре на сцене появилась и собака, которую блестяще сыграла Арина Волженская. Дети погрузились в ссоры и споры, воспитывали друг друга и повторяли те фразы, которые часто говорим мы, взрослые. Но если в наших устах они звучат обыденно, то в ребяческих забавах приобретают порой зловещие очертания.
Суть спектакля была понятна — мы не слышим своих детей, и от этого они проигрывают наш не самый счастливый жизненный сценарий. Но при общей линии многое стало мне ясным только из обсуждения. Оказалось, на сцене было несколько семейных историй, несколько героев и несколько путей выхода из сложных жизненных ситуаций. Но в данной интерпретации всё это было смазано и требовало явной, более понятной трактовки. Из плюсов — музыкальное оформление эскиза. Актёры пели, а расположившиеся в углу музыканты выделяли кульминационные моменты барабанной дробью и гитарными наигрышами.
Нужно отметить и игру актёров. Несмотря на то что эскиз был подготовлен за несколько дней, выглядел он вполне целостно. Актёры не заглядывали в шпаргалки и чувствовали себя довольно уверенно. Обсуждение этого спектакля было очень активным, но большинство зрителей (и мы в том числе) считали, что эту пьесу нужно поставить на ростовской сцене. Ведь мы так редко смотрим на себя со стороны и мало задумываемся о том, кто мы есть на самом деле. Поэтому хотелось бы верить, что этот спектакль всё-таки войдёт в репертуар молодёжного. А мы обязательно сходим на премьеру и посмотрим, что получилось после доработки.