касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
ежедневно 10:00 — 19:00
Обратная связь

А им летать охота...

«Собаки-якудза». Ю. Клавдиев.
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр.

Режиссер Михаил Заец, сценография и костюмы Максима Обрезкова, пластика — школы танцев Александра Полякова «Dance Scool».
Якудза, не якудза — какая разница? Что это добавляет к знакомой до оскомины истории вражды двух кланов и чужака, который волею судеб вторгается в их жизнь? Разве что набрасывается на нее экзотический флер. Да и экзотика эта привычна: стилизацией в духе аниме полны киноэкран и интернет, не чурается ее и театр.

Но факт состоялся — чего уж теперь… Ростовский-на-Дону академический молодежный театр под занавес сезона сыграл «Собак-якудза» по пьесе Юрия Клавдиева. Япония так Япония, и сомнений никаких: на видеозаднике самураи выясняют отношения обычным способом. Тут фрагменты из давних фильмов, в том числе из знаменитого «Телохранителя» Акиры Куросавы. А собаки, сменяющие японские кадры, сняты наши, ростовские. За ними охотились по свалкам-закоулкам. Еще снимали прохожих с псами на поводке. Все это сорганизовано по типу полиэкрана — поделено на сектора.

Постановщик спектакля Михаил Заец придумал «раму» этой картине: некто за кадром осуществляет видеонаблюдение. Так и докладывает: в таком-то секторе появляется доберман, или московская сторожевая, или бульдог… Тут же на экране возникают собачий портрет и характеристика породы. С актерскими лицами сходства искать не стоит.

Видеокадры все время повторяются: свалка, парковая аллея, домашние питомцы на поводках, японские самураи… Правда, пафос битв там другой: воины защищали обездоленных. В пьесе Ю. Клавдиева собаки из парка и из сквера (почти одно и то же) отличаются лишь местом дислокации и собачатся (извините за тавтологию) из-за съестной добычи. В спектакле и облачение у них одинаковое: черная кожа, заклепки-цепи-бусы-браслеты, боевой раскрас. Вокруг — ничего живого: оформление составляют металлические фермы в несколько этажей, и на них сидят, висят, лазают по ним воинственные злые существа (сценография и костюмы Максима Обрезкова). На экране самураи скрещивают мечи, на сцене — дерутся собаки (пластику с артистами отрабатывали мастера школы танцев Александра Полякова «Dance School»).

Зрелище динамичное, персонажи знакомые — тинейджеры наверняка будут в восторге. Еще и музыка, в которой сошлись рок, техно, диско. Музыку и тексты писала группа «mat! Э band»; один из участников группы пел в стиле рэп, а исполнители ролей — так, как поют обычно драматические артисты, и чересполосица эта резала ухо.

Жанр спектакля определен как экшн-мюзикл, но ни музыкальной драматургии, ни музыкальных характеристик персонажей здесь нет. Есть музыкальное сопровождение сценической истории, саундтрек. И хотя труппа в театре поющая, в этот раз настоящим вокалом блеснула только одна актриса — Валерия Искворина в роли Кошки. Она вообще была самой яркой фигурой в этой отвязной компании: кокетливая, насмешливая, вездесущая, себе на уме. И одета была в роскошную мантию, отороченную мехом, точно ее (самое большее — час назад) выставили из королевского дворца. Богатством наряда и вызывающей повадкой она могла поспорить, а то и перещеголять домашнюю Таксу — мгновенный выразительный эскиз Людмилы Мелентьевой.

И вот в это странное общество взъерошенных, подозрительных, агрессивных существ попадает ирландский сеттер с королевским именем Свен. Чистенький такой, в велюровом коричневом костюме, при галстуке, в очках (которые он потом снимет — за ненадобностью, видимо). Даже ошейник выглядит на нем как украшение. В общем, сразу видно: мальчик из хорошего дома. Почему Свен ждет, что хозяин, привязавший его к дереву в парке, вернется за ним, совершенно непонятно. Ведь он определенно знает: от него избавились из-за аллергического ринита у хозяйской дочки (хоть и выдуманного). То есть его не обманули, а выгнали без всякой надежды.

Видимо, Свен в действительности никого не ждет; можно предположить, что у него такая легенда для недоброй своры, ибо никаких признаков волнения и нетерпения он не обнаруживает.

А дальше происходит нечто невероятное. Воспитанный домашний пес сходу сориентировался и извлекает для себя максимальную выгоду то ловким ходом, то хитростью, то шантажом. Не будет он униженно выпрашивать отбросы с помойки. На ярмарке собачьего тщеславия Свен тихой сапой сумел обскакать и парковых головорезов, и скверную публику (в смысле псов из сквера). И даже под угрозой смерти не оплошал, проявив недюжинную силу.

И таким привлекательным играет чужака Евгений Овчинников, так играет на наше сочувствие, что не сразу соображаешь: Свен-то здесь хуже всех! Циничный, холодный, без внутренних запретов. Убить — как раз плюнуть. А что Кошку опекает, то это, скорее всего, «влеченье, род недуга». Что же до энциклопедической образованности ирландского сеттера, то она бывает и со знаком «плюс», и со знаком «минус». У Клавдиева половина собачек — начитанные. Доберман Гор, например, способен Зевса от Атланта отличить, а старая овчарка философствует легко и свободно. Избранное общество, можно сказать, на свалке обосновалось.

А песни звучат элегического свойства: «В этом мире все гораздо проще: разбегайся и взлетай»; «Звезды плакали о нас, сгорая в атмосфере»; «Будь собой, неси мечту свою»; «Лети за мной, как птица — нас укроет небо». И, наконец, идет рефреном: «И придет новый день поутру — солнце взойдет». То есть сочинена романтическая баллада. Вспоминается песенка Водяного из известного мультфильма: «…живу я, как поганка, а мне летать охота».

От человека с пистолетом, который вел видеонаблюдение, нарушенное собаками, все спасаются на крыше, где их, видимо, «укроет небо». С чем связан этот беспочвенный оптимизм, не знаю. Больше занимают метаморфозы со Свеном. Есть подозрение, что не все свои подвиги он нам предъявил.


Опубликовано в "Петербургском театральном журнале
Автор - Людмила Фрейдлин

Ссылка на материал: http://ptj.spb.ru/blog/aimletat-oxota/
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66