Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66
Офис = жизнь. Жизнь = офис?
Ставший традиционным для Ростова Международный фестиваль спектаклей для детей и молодёжи «Минифест» в XII раз прошёл в южной столице, открывшись 3 октября пьесой «Офис» - бесхребетностью в одном действии, как указывают в афише. Однако происходящее на сцене едва ли можно назвать всего лишь существованием офисного планктона.Спектакль по пьесе немецкого драматурга Ингрид Лаузунд «Бесхребетность» на сцене Ростовского академического молодёжного театра представили актёры Белорусского национального академического театра им. Янки Купалы. По мнению молодого белорусского режиссёра Екатерины Аверковой, в пьесе Лаузунд «важны не столько межпроизводственные отношения, а отсутствие любви во всём». Естественно, рассматривать пьесу только лишь как рассказ о повседневной жизни офисных работников - мелко. Это аллегорически представленная жизнь как она есть – и с отсутствием любви, и с любовью, по словам одного из героев, «заменённой трахом», и с ощущением острой нехватки любви. И с душевным надломом каждого из нас. Можно ли найти человека, у которого глубоко внутри, порою неосязаемо даже для него самого, не было бы запрятано своей маленькой, а порой и большой капли грусти?
Однако на отношения между героями спектакля внутренняя боль каждого из них действует подобно химическому катализатору: атмосфера в офисе раскалена до предела, и суть далеко не в борьбе за более высокооплачиваемое место или в продвижении более грамотной концепции изменений фирмы. Незадолго до финала каждый персонаж произносит монолог, в котором делится своей бедой. Мы узнаём, что успешный позёр Хуфшмидт (Павел Харланчук-Южаков), готовый на всё ради продвижения по карьерной лестнице, иногда испытывает острые ощущения нереального счастья, которые, как сам он признаётся, мешают ему вести нормальную жизнь – жизнь, в которой для счастья нет места. К тому же, на него, взрослого мужчину, до сих пор оказывает влияние диктатура родителей, подавлявшая его в детстве. Эмансипированная женщина-вамп Шмитт (Виктория Чавлытко) за маской язвительной бизнес-леди скрывает, по её собственным словам, груду осколков. Она устала жить по схеме, устала репетировать каждый свой шаг и не хочет больше функционировать. У забитого белого воротничка Крузе (Сергей Руденя) на самом деле есть собственное мнение по каждому вопросу, но оно никого не интересует, да и сам он к этому привык и считает это преимуществом – его никто не воспринимает всерьёз, код к нему никто не в силах подобрать, и таким образом он остаётся в защищённости. А весельчак Крецки (Михаил Зуй) уже и не помнит, когда впервые начал лгать. Когда впервые засмеялся, когда ему было не смешно. Серая (точнее, рыжая – таков цвет её волос) мышка Кристенсен (Анна Хитрик) мечтает когда-нибудь сменить традиционный невзрачный костюм на эффектное платье и высказать всем в лицо своё истинное мнение, мечтает перестать раболепствовать, мечтает пойти на свидание с Крецки… Но каждый день всё повторяется вновь и вновь.
Над всеми царит мифический босс. Под его кабинетом дрожат, оттуда никто не возвращается невредимым. Шмитт, привыкшая жить с маской непроницаемости, выходит после беседы с боссом с обгорелым лицом. Балагур Крецки – в бумажном колпаке клоуна. А безобидной Кристенсен вгоняют нож в спину, хотя она до последнего этого не замечает. Унижение младших сотрудников старшими, борьба за денежные места, подставы – всё это наглядно, пусть и в гиперболизированной форме, показано в «Офисе». И стоит отметить, что практически все актёры с успехом вписываются в заданную драматургом канву. Их игра гротескна без излишнего гримасничанья, а характеры переданы ярко и фактурно. Разве что Виктории Чавлытко не до конца удавалось передать сочетание возведённой в абсолют эмансипации и даже некоторой инфернальности своей героини с её же внутренней трагедией – только лишь в финале пьесы становится понятно, что именно не так со Шмитт. Образ, созданный Михаилом Зуем, смотрится несколько блёкло на фоне остальных персонажей – при хорошей игре актёра его герою не хватает какой-то особой идентифицирующей черты.
Оформление сцены донельзя минималистично. Пять стульев, стойка с кофемашиной, груды папок с бумагами, унитаз (куда же без традиционных офисных перекуров в туалете!) и дверь, за которой – босс. И алые лампы сирен, загорающиеся, когда босс вызывает к себе очередную жертву. Актуальность темы и само содержание пьесы диктует именно такие лаконичные и в некотором роде безликие декорации, без излишеств – под стать серым офисным будням. По бокам сцены – два экрана, на которых – субтитры: текст пьесы – на белорусском!
К сожалению, субтитры не всегда появлялись на экране одновременно с речью актёров. Как бы ни был белорусский язык похож на наш, всё же быстрота речи и некоторые языковые различия требовали текстового сопровождения. А иногда казалось, что русский текст на экране и реплики актёров не полностью идентичны. Какие-то фразы упускались. Нецензурная лексика, которая в небольшом количестве присутствовала в речи персонажей, на экранах заменялась эвфемизмами. Однако показ постановки именно на белорусском – однозначный плюс: ближе к середине происходит полное погружение в новую языковую среду, а вместе с ним и погружение в пьесу.
Белорусский спектакль «Офис» можно назвать достойным открытием фестиваля «Минифест». Необыкновенно жизненная пьеса, действующим лицам которой действительно сопереживаешь, наталкивает на размышления о нашей повседневности, а то и на психоанализ. Что заставляет нас вступать в конфликт? Чего мы боимся? Что сделало нас такими? И всегда ли то, что не убивает нас, делает нас сильнее? Конечно, герои «Офиса» - не сверх-люди, и до постижения этого ницшеанского афоризма им далеко. Но перед ними стоит выбор: смириться или найти выход? Наши герои отнюдь не бесхребетны, так как находят его в той самой любви в широком понимании этого слова, в чувстве, которого всем нам так не хватает. Их любовь начинается с малого: с первой по-настоящему доброжелательной беседы. А там недалеко и до дружбы. И до зарождения настоящей любви к себе и к окружающим, до любви к самой жизни, когда не нужно что-то репетировать и кого-то бояться, когда ты живёшь, а не функционируешь.
Опубликовано на интернет-портале "Krestianin.ru", 06.10.2014 г.
Автор - Анна Бадякина
Ссылка на материал: http://kr-news.ru/articles/45300-ofis-zhizn-zhizn-ofis