Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66
Урок прогулял ради Уэллса
Книги, как люди. Одни промелькнут, не оставив в душе следа, другие становятся друзьями на всю жизнь.Сегодня мы открываем новую рубрику «С книгой по жизни». Ее герои расскажут о своих любимых книгах, о том, что читают сейчас сами и советуют другим. Одним из таких героев можете стать и вы, если пришлете нам свою «книжную» историю.
Анатолий Матешов, артист Ростовского молодежного театра:
- Наверно, для всех детей приобщение к художественной литературе начинается со сказок. Я тоже сказки очень любил — народные и авторские. Даже читать выучился первым делом для того, чтобы не зависеть в этом деле от взрослых: когда еще найдут время, чтобы прочесть мне очередную сказочную историю.
Помню восторг от книг Носова про Незнайку. Книги про Незнайку на Луне у меня не было, и читальный зал библиотеки оказался единственным местом, где я мог с ней познакомиться. В один присест такую большую книгу ребенку не одолеть. Я ходил в читальный зал в течение нескольких дней и вечером каждого дня мечтал, чтобы скорее наступило следующее утро, и я побежал бы в библиотеку, чтобы вновь встретиться с Незнайкой и его друзьями.
От сказок плавно перешел к фантастике и, как мне кажется теперь, за годы юности и молодости перечитал все лучшее, что только есть в этом жанре. Во всяком случае, нынешняя фантастика меня уже так не впечатляет, представляется мелковатой. Это вам не «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
Увлечение чтением всегда поощрял мой отец — большой книголюб и книгочей. Рассказываю ему, к примеру, какой классный фильм я посмотрел - «Граф Монте-Кристо» с Жаном Марэ в главной роли, а он в ответ:
- А ты саму книгу-то читал? В тысячу раз лучше!
После такой рекомендации не мог не прочесть этот роман. Отец оказался прав.
Помню, как в сговоре с отцом совершил предосудительный по тем временам поступок. Папа по каким-то своим каналам разведал о том, что в букинистический магазин сдали трехтомник Герберта Уэллса, и уже следующим утром он пойдет в продажу. Понятно, что этот дефицитнейший тогда товар простоял бы на полке считаные часы, а то и минуты. Отец не мог отпроситься с работы для перехвата Уэллса, и мы решили, что этим займусь я, хотя ради осуществления этого плана придется прогулять в школе урок.
Вообще, несмотря на великий книжный дефицит, отцу удалось собрать неплохую библиотеку. В этом ему помогла и всесоюзная газета «Книжное обозрение». Она публиковала списки выходивших в СССР книжных новинок, отец писал в указанные в ней издательства письма с просьбой выслать такую-то книгу наложенным платежом. Что-то присылали. И даже порой не в одном экземпляре.
Однажды, уже работая в театре, я загорелся желанием прочесть исторический роман Валентина Пикуля «Моонзунд» о событиях русско-японской войны. Купить книгу не получилось, но у меня была знакомая библиотекарь, которую я упросил выдать мне эту книгу на руки в обход некоторых правил. Счастливый, поехал с «Моонзундом» на гастроли. Там как-то раз после спектакля в нашем гостиничном номере собралась компания местных почитателей театрального искусства. После этих посиделок книга бесследно исчезла.
Для меня это был просто кошмар. Я не мог представить, как посмотрю в глаза библиотекарю, что ей скажу.
Свою и ее репутацию удалось спасти благодаря книжным спекулянтам. Один из самых известных в Ростове (а может, и во всей Ростовской области) книжных нелегальных толчков разворачивался по выходным в парке имени Октябрьской революции. Там я и купил «Моонзунд». Реально он стоил рубля два по тому курсу, а на «черном рынке» продавался за тридцать. Моя зарплата равнялась тогда ста рублям.
Я отношусь к тому поколению, для которого хорошая книга – это в чем-то еще и «учебник жизни». Нетрудно отличить человека начитанного от того, кто с книгами не дружил даже в детстве. Такой человек не знает не только литературы, но и жизни. Ему может казаться, что он прошел жизненные университеты, но в действительности это его знание скорее всего однобоко. Потому что о жизни он судит только по тем ситуациям, в которых сам побывал. А это для большинства не такой уж богатый и разносторонний опыт.
Совсем не обязательно относиться с пиететом к каждой книге каждого классика. Моему отцу нравились книги Гюго - «Человек, который смеется», «Собор Парижской Богоматери», а мне — нет. При всей моей (по сей день) любви к детской литературе, я так и не смог очароваться «Алисой в стране чудес», от которой многие из моих коллег пребывают в безумном восторге. Я думаю, что это нормально: хороших книг много, надо выбрать свою, а не ломать и перекраивать себя в угоду чужому мнению. По этой причине никому не навязываю книги, которые понравились мне.
Мои ровесники электронной книге обычно предпочитают бумажную. Любят поговорить об удовольствии, которое им доставляет уже одно только шуршание книжных страниц. Поверьте, что это в большей степени — дело привычки! С тех пор, как у меня появился планшет, и я закачал туда целую библиотеку - всю Библию, всего Достоевского и много еще чего, я почувствовал, что поднялся на новую ступень качества жизни. Теперь есть праздник, который всегда со мной.
Беседу вела - Марина Каминская
Ссылка на материал: http://www.nvgazeta.ru/news/12381/498608/