Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66
«Гуляй, солдатик, ищи ответу»
В Ростове прошла премьера музыкального спектакля «Бумбараш».Осмысление революции 1917 года интересно не только историкам и политикам. Постановочная группа Молодежного театра для разговора со зрителем на эту тему выбрала мюзикл Юлия Кима и Владимира Дашкевича «Бумбараш» по мотивам повести Аркадия Гайдара. Одноименный фильм советские зрители увидели в 1972 году. Песни «пошли в народ» сразу же. Сегодня многие этот фильм не смотрели, многие подзабыли, но «Журавль по небу летит», «Ходят кони», «Наплевать» поют все. Эта узнаваемость материала всегда настораживает. Как будет воспринята новая постановка популярного произведения? Не помешают ли старые образы? На эти вопросы вчера отвечал главный режиссёр театра, постановщик спектакля Михаил Заец.
Экзамен сдан. Оценка «отлично».
Чудом выживший в первой мировой войне Бумбараш дал зарок никогда не брать в руки оружие. Он возвращается домой — туда, где его никто не ждёт. Родственники получили похоронку, жена вышла замуж за брата Бумбараша Гаврилу. И эту неприятность можно было бы как-то по-семейному разрешить, если бы не случилась революция. В ее мясорубку и попадает идеалист и пацифист Бумбараш. Пытаясь остаться в стороне от бандитов-анархистов, к которым примкнул брат, от белых и от красных, он хочет спастись сам и вернуть любимую Варю. Но беспощадный каток истории подомнёт под себя всё, что дорого: дом, Родину, друзей, любовь, семью.
На сцене — мюзикл. Гротескный, смешной, порой нелепый в своем преувеличении. В основе спектакля — трагедия.
Этот разрыв и есть сверхзадача. Очень трудная для постановщиков. Каждый из них вносит в решение свой вклад, и вместе они достигают результата — зритель внимает, сопереживает, отвечает на вопросы, разгадывает символы.
На экране основного занавеса перед началом спектакля — кинохроника дореволюционной идиллии. Царская семья, парады, дамы в красивых платьях, статные офицеры, цесаревич на руках у дядьки. По мере развития сюжета поменяется видеоряд. Тапёр продолжает играть легкое музыкальное сопровождение, а на экране — Омск, Иркутск, Колчак, Сибирская армия, молебен войска и совсем уже не бравурные парады. А в самом конце спектакля — только колосья в поле, в котором полегли и белые, и красные, все, кто сражался в братоубийственной войне.
На заднике от колосников до сцены на черную сетку брошены белые солдатские исподние рубашки — улетевшие на небо души. На рампе, как на бруствере, — шинели и сапоги. Из голенищ прорастают колосья пшеницы. Слева на авансцене — оркестрик, сопровождающий спектакль. А справа — фотограф-англичанин, современный летописец, снимающий и войну, и события революции. Дерево, похожее на плакучую иву, как символ семьи, дома, защиты, увешано атласными ленточками, которые прикрепляют солдаты, уходя на фронт. Ива даст приют Бумбарашу и Варе во время их свидания после разлуки, ива же станет местом, куда герой отнесет тело любимой в финале спектакля.
Символ бандитской жизни — пулемёт — и символ белогвардейского нежелания взглянуть реальности в лицо — зеркало — работают на общий замысел. А уж бюст Карла Маркса, который большевики возят за собой на тачке, затачивая о лысину патриарха деревянные сабли, стал комедийным пятном в палитре. С учётом того, что реальный памятник основоположнику марксизма стоит в 50 метрах от театра, деталь еще и пикантная (художник-сценограф — Николай Слободяник).
На символах построено всё: и декорации, и костюмы (Наталья Пальшкова), и мизансцены. Последние отточены до миллиметра, движения актеров осмыслены, работают на образ. Профессионализм режиссера безусловный. Но к нему добавлена ещё и изрядная доля интеллекта, таланта увидеть так, как не видели постановщики до сих пор.
Все герои вызывают симпатию. Даже антагонист главного героя брат Гаврила (Роман Меринов), который уже потерял любовь, дом, друзей, цель в жизни, у которого осталась только жизнь, но масштаб личной трагедии делает эту жизнь не такой уж ценной. Каждый актёр нашел краску, пусть гротесковую, но именно свою, которую зрители обязательно запомнят. И этот ансамбль взаимодействует так же, как люди в жизни, — естественно и органично.
Что же «цепляет» больше всего? Высокий класс трагедии. Здесь нет однозначных злодеев, крадущихся с кинжалом и ядом. Здесь по-своему правы все. И это страшно. Именно в этом и есть кошмар русской революции 1917 года. Именно это и даёт режиссёр осознать зрителю. Каждый в этом спектакле строит свой мир, в котором своя правда, своя любовь, свои представления о долге и чести, а главное — о Рае на земле. О том, что же они хотят построить, разрушив старый мир до основания.
Революция — событие катастрофическое. В ней нет ответа, кто прав, кто виноват, на чьей мы стороне, и как остаться «белым и пушистым» на нейтральной полосе. Не бывает у революции нейтральных полос.
Нет ответов и в этом спектакле. Никто не навязывает мнение, не транслирует свои идеи. «Бумбараш» станет событием именно поэтому. При помощи развёрнутого спектра художественных приёмов авторы рисуют перед зрителем полотно, наполненное содержанием и символами. И оставляют наедине. Думайте, сопереживайте, делайте выводы. И приводите детей, им понравится.