Лариса Олеговна Лелянова
Родилась в Вышнем Волочке Калининской области в семье народного артиста Олега Лелянова и Клавдии Леляновой. Училась на филологическом факультете Калининского Государственного Университета, затем поступила на режиссерский факультет ЛГИТМиКа. В Ленинграде она знакомится с Борисом Гребенщиковым, который становится её другом и автором музыки и песен к некоторым её спектаклям.
Получив диплом, Лариса Лелянова работала в театрах Москвы, Свердловска, Вологды, в Грозном в Русском драматическом театре в Дагестанском Русском театре им. М. Горького в Махачкале. С 1988 г. — художественный руководитель театра-студии «Сивцев Вражек».
С 1992 г. — режиссёр, а потом и художественный руководитель в Тверском ТЮЗе. Здесь она поставила в общей сложности 17 спектаклей, среди которых — «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Русалочка» Г. Х. Андерсена, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и др. Благодаря Леляновой театр вышел на всероссийский уровень, стал участником многих международных фестивалей, а его актеры стали настоящими звёздами.
В 2005 г. из-за конфликта с труппой, некоторые актёры которой в 1997 г. устроили голодовку в пользу назначения Леляновой художественным руководителем, Лариса Олеговна переходит в Томский областной театр юного зрителя на должность главного режиссёра.
С 2007 г. — главный режиссёр Ростовского областного академического молодежного театра, где поставила спектакли «Я — Ротшильд» по роману Ф. Достоевского «Подросток», «Мелкий бес» Ф. Сологуба и "Всё о'кей!" М.Бертенева и др.
В последнее время Лариса Лелянова ставила спектакль «Васса Железнова» по произведению М. Горького в Лысьвенском драматическом театре (Пермский край). На одной из репетиций ей стало плохо. Несмотря ни на что она поставила спектакль, после которого была госпитализирована с диагнозом инсульт. 13 марта 2011 г. Лариса Олеговна скончалась.
Театру не хватает Ларисы Олеговны - замечательного режиссера, заслуженного деятеля искусств, которая могла часами разбирать сложнейшего Сологуба, работая над спектаклем «Мелкий бес», очаровывать тогда еще новым Мартином МакДонахом, ставя «Калеку с острова Инишмаан», убеждать, что время, проведенное в театре, бежит незаметно, поэтому не стоит пугаться хронометражу «Я – Ротшильд», скептически воспринимать документальные видеовставки в «Почетном гражданине кулис», стыдиться слез, пролитых во время реквиема в одном действии «Фотокарточка у сердца». Она знала, что «Необычайные приключения Тома С. и К» понравятся детям и, в конечном итоге, у театра будет «Все о`кей».
За несколько лет, проведенных в Молодежном, Лариса Лелянова познакомила Ростов с предельно искренним, правдивым, социальным, болезненным театром-шоком, покидая который хотелось изменить все вокруг, изменить себя – сделаться добрее, чище, лучше.
Лариса Олеговна была настоящей женщиной. При этом ее режиссура женской не была: «Я никогда не желала проявляться как женщина в профессиональном плане. Я женщина внутри. В профессии я – режиссер». Она знала, что такое театр: «Театр для меня – не понятие места. Высадите меня на Аляске, дайте мне троих человек, и я сделаю театр». Режиссер любила ростовского зрителя, хотела непременно говорить на одном языке с ним: «Чтобы разговор получился настоящим, сокровенным, никогда не пожалею сил и энергии».
Лариса Лелянова привела в театр молодого зрителя, отчаянно желающего понять и осмыслить все, что происходит здесь и сейчас, готового ради этого на любые эксперименты. И для этого зрителя она стала долгожданным глотком воздуха. Жаль только, что время для этого глотка оказалось столь коротким. К счастью, в репертуаре театра осталась частичка Ларисы Олеговны – ее спектакли, которые все также любимы и интересны, вызывают живые споры и дискуссии у зрителей.