Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66
Жить надо!
«Возвращение» в Молодёжном: спектакль по рассказу Платонова отвечает на сокровенные вопросы.Театры постоянно обновляют репертуар: при этом некоторые постановки идут десятилетиями, а другие не выдерживают и сезона. Премьера спектакля «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова состоялась в ростовском Молодёжном театре меньше года назад — осенью 2023, но за эти месяцы всем, кто видел спектакль, стало кристально ясно: Ростов-на-Дону получил бесценный подарок.
«Возвращение» — один из ключевых текстов в творческом наследии, да и в судьбе Андрея Платонова. Рассказ, написанный в 1946 году, раскрыл непарадную сторону послевоенной жизни — бытовую, неприглядную, чем вызвал шквал критики со стороны коллег Платонова по писательскому цеху. Рассказ называли «лживым и грязноватым», «обывательской сплетней», «гнуснейшей клеветой на советских людей». Однако, спустя годы, многие критики покаялись и взяли свои слова обратно.
Тема возвращения героя, прежде всего, к себе – одна из главных в творчестве Платонова – обретает в рассказе пронзительное звучание правды жизни. Закончилась война, спустя четыре года разлуки капитан Иванов героем-победителем возвращается домой к жене и детям. И вдруг с неприятным удивлением открывает, что его близкие, включая 5-летнюю дочь, такие же герои, измученные голодом и ежедневным тяжким трудом, но выстоявшие вопреки всему, потому что у них «дело есть, жить надо». Иванову предстоит одержать ещё одну, возможно, самую главную в жизни победу – над самим собой.
По мотивам «Возвращения» поставлено множество спектаклей и снято три художественных фильма (1968, 1982 и 2007 годов). Во всех за основу взят сюжет рассказа и сохранён, преимущественно в диалогах, язык Платонова. Однако постановка «Возвращения» в Ростове-на-Дону – особенная. Дело в том, что режиссёр Дмитрий Егоров поставил платоновский текст почти без сокращений.
Дмитрий Егоров, на счету которого десятки постановок в театрах по всей России и множество театральных наград, говорит, что давно хотел поработать с платоновской прозой. Поэтому когда в 2023 году режиссёра пригласили в проект Театральная лаборатория «3D» под руководством О. С. Лоевского в ростовский Молодёжный театр, Егоров из предложенных авторов выбрал Платонова и его рассказ «Возвращение».
С самого начала у Егорова не было сомнений в том, что нужно презентовать на сцене текст автора с максимальной точностью. Ведь платоновская проза уникальна оригинальным языком и, одновременно, плотной и глубокой смысловой ёмкостью. Из уважения к гению писателя Егоров определил жанр спектакля как «рассказ», поскольку оставил текст Платонова нетронутым и сознательно отказался от интерпретаций. В итоге, благодаря режиссерскому решению, получился симбиоз литературного театра и драмы: актёры играют и читают текст одновременно.
В Молодёжном спектакль «Возвращение» поставили на экспериментальной сцене, камерная атмосфера которой делает зрителей безмолвными соучастниками постановки.
Живой и самобытный текст Платонова произносят актёры как «голос за кадром», мысли вслух, прямую речь. Язык Платонова становится действующим лицом и связывает всех героев воедино.
Органичны в ролях «Возвращения» актёры Молодёжного. Капитана Иванова играет Роман Меринов – видный, зрелый мужчина, как у Платонова «с выражением силы и беззащитности» на лице. Этот противоречивый паттерн – силы и беззащитности – настойчиво проявляется в поведении Иванова-Меринова, пока не достигает разрешения в финале спектакля.
Какую удивительно глубокую женственность передала в образе супруги Иванова Любови Васильевны актриса Эльвира Цыганок! До дрожи пробирает её грудной шёпот в сцене ночного объяснения героев. Цыганок говорит из глубины существа – за всех женщин разорённой войной страны, и в её голосе, по Платонову, слышатся «большие остановившиеся слёзы».
Образы детей Иванова воплотили взрослые актёры, что может показаться неискушенному зрителю странным, однако с художественной точки зрения это решение оправдано: далеко не каждый современный ребёнок поймёт тонкий психологизм «Возвращения» и сможет воплотить его на сцене с первого раза, ведь в спектакле дублей не бывает. Но и взрослым непросто играть детей. Образ 5-летней Насти оживила Екатерина Лунёва, актрисе удалось воплотить особую неуклюже-очаровательную грацию маленькой девочки. А актёр Владислав Львов, сыгравший 12-летнего Петрушку, мастерски передал неуверенную деловитость рано повзрослевшего подростка.
Девушка Маша, дочь пространщика, в исполнении Александры Гусевой появляется в начале постановки как действующее лицо, что соответствует сюжету рассказа, и в конце как видение, образ в мыслях Иванова, и это уже оригинальное режиссёрское решение. Маша как мираж, бриз ускользающей, да и не сбывшейся из-за тягот войны, романтической влюблённости. Александра Гусева попала в роль на все 100%, благодаря своей природной деликатности и очарованию.
Образы всех героев сотканы из противоречий. Сильный и беззащитный Иванов, его рано повзрослевшие серьёзные дети. Его женщины – юная, но по-зрелому легко отпускающая Маша, и Любовь с умирающей душой и потемневшим сердцем, при этом сохранившая семью. Противоречит само себе даже пространство сцены – оно то замыкается в комнатушку, то расстилается в уходящее вдаль полотно дороги. Противоречат друг другу даже предметы: одежда вплоть до деталей скрупулезно соответствует времени, но при этом герои едят и пьют из пустой посуды. Пазл складывается, порождая цельную картину жизни.
Режиссёр Дмитрий Егоров поделился впечатлением от работы над постановкой в ростовском Молодёжном: «Мне запомнились очень тёплые репетиции с ростовскими актёрами, искренние, человеческие, хорошие по-семейному. Приятное послевкусие осталось после работы.Такой замечательный материал нельзя было делать, не находясь в состоянии влюблённости».
«Возвращение» Платонова – это притча, история вне времени, чтобы увидеть и воплотить её на театральной сцене была нужна не только совместная работа целого коллектива, но и, прежде всего, любовь к делу и жизни. Самый главный сокровенный ответ «Возвращения» – на все вопросы – звучит в последних строках рассказа, они же завершают спектакль, чтобы услышать его – идите в Молодёжный.